Ольга Дмитраница
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Воротынский детский сад №2 «Светлячок»
«Приобщение детей дошкольного
возраста
к истокам книжной культуры».
Выполнила воспитатель:
Дмитраница О. Г.
Воротынец 2019 г.
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Публикация «„Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры“» размещена в разделах
Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок – дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительность. Общение с книгой, вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, система чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Поэтому в ДОУ должна быть система работы. Очень действенен метод проекта, музейная педагогика, другие формы работы с детьми:
– ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов,
– самостоятельное рассматривание книг,
– организация НОД,
– свободное общение воспитателя с детьми, на основе художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
– сотрудничество с семьей.
Типы книг: дизайнерские книги: книжки – подушки, книжки – вырубки, книжки – игрушки с встроенными деталями, книжка – театр, книга – панорама, книжки – малышки, книжки – альбомы, озвученные книги, книжки – ширмочки, книжки самоделки.
Правила рассматривания книги:
- Изучаем обложку, запоминаем книгу в «лицо». Предполагаем тему чтения.
- Считывание информации с вводных листов книги самим воспитателем.
- Постраничное рассматривание книги, догадываемся о содержании по иллюстрациям и заголовкам.
- Решаем, что знакомое, понятное, а что новое, неизвестное. Ищем повод для чтения.
Пример книжного уголка в моей группе: Мини – музей «Лукоморье» по произведениям А. С. Пушкина (где познакомила детей с правилами, провела цикл познавательных НОД, родительское собрание, оформили вместе с детьми и родителями тематическую выставку: поделки руками родителей с детьми, подбор книг, иллюстраций, игр, фотоальбомов (Музей Пушкина в «Болдино»). Ходили в Центральную районную библиотеку, после чего родители записались в библиотеку. Создали в группе мини-библиотеку.
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры»
Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают особое место. Цель ознакомления с художественной литературе, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно – образованного человека. За последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге. К сожалению, родители не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. Главная цель перед детским садом – формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей. Но возникают трудности: низкая активность детей и родителей, недостаточно пособий и материалов.
В Доу должна быть система работы. Первые этапы работы – это ознакомление дошкольников с книгой (знакомство с различными жанрами литературных произведений, с творчеством русских и зарубежных писателей).
Можно провести диагностику. Работа с семьей заключается в проведении родительских собраний, информационных встреч, анкетирование. Вовлекать родителей в оформление среды группы, участие в жизни группы. Создание пространственной предметно – развивающей среды. Красочно эстетично оформленный книжный уголок притягивает к себе, можно поставить кресла, стол, чтобы дети свободно могли подойти, выбрать понравившуюся книгу, рассмотреть ее. В книжном уголке должны быть различные книги (сказки, рассказы, стихи, фантастика, энциклопедии, книжки – раскраски, в соответствии с возрастом).