Марина Голубева
Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение шкал ECERS-R
для комплексной оценки качества образования
в дошкольных образовательных организациях»
Слайд 1. Здравствуйте! Позвольте представить Вашему вниманию презентацию на тему «Применение шкал Эйкерс для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».
Публикация «Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
Слайд 2. Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, обеспечивающую качество предоставляемых образовательных услуг.
Ключевые слова в определении «качество образования» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» – это комплексная характеристика образовательной деятельности, степень соответствия ФГОС ДО, достижение планируемых результатов (целевых ориентиров).
В последние десятилетия аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Но, тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается : определяются подходы, формируются показатели.
Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что требования к качеству предъявлялись всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Основные проблемы современной оценки качества определяются двумя моментами: во-первых, надо оценивать развитие, а не усвоение знаний, во-вторых, оценка должна быть максимально объективной.
Слайд 3.
Традиционно дошкольное образование оценивается как вполне благополучное, и речь идет о его доступности, но не о качестве. Эффективной оценкой качества дошкольного образования может стать широко используемый в мировой практике инструмент оценки среды дошкольного образования шкалы ECERS-R (Экерс).
Слайд 4.
Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете Северной Каролины (США, впоследствии он был модифицирован в 2005 году, а позже совместно с британскими специалистами была создана дополнительная шкала, делающая акцент на подготовке детей к освоению учебных умений Экерс –Е (2010 г.). Для дошкольного образования это шкалы ECERS – R.
Перевод и адаптация текста шкал в России проводились в рамках проекта Всемирного банка под руководством Тиграна Шмиса и Елены Юдиной.
Слайд 5.
Актуальность, концепция-
Изменение традиционной практики дошкольного образования.
Обучение, ориентированное на развитие.
«Активный и компетентный ребенок» – итог ДО
Принципы:
* поддержка «активного учения»,
* участие ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне,
* уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр.
Слайд 6
ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»). Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействие. Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы Экерс не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
Экерс – Р разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет. Адаптированного перевода для других возрастных категорий детей дошкольного возраста пока нет.
При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок». Как указывают Тельма Хармс и соавторы, с самого начала ECERS был ориентирован на концепцию «Обучения, ориентированного на развитие»
Слайд 7
Эта концепция была разработана для американской Национальной ассоциации по образованию детей младшего возраста и включала ряд важных принципов: поддержку «активного учения», участия ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. В одном из пособий для педагогов в сжатом и популярном виде концепция DAP (обучение, ориентированное на развитие) описывается так:
В хорошем детском саду дети:
• создают, а не действуют по образцу;
• двигаются, а не ждут;
• решают проблемы, а не просят педагога их решить;
• говорят, а не пассивно слушают;
• действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
• делают выбор, а не повинуются;
• пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
• создают искусство, а не воспроизводят образцы;
• решают, а не пассивно соглашаются;
• ценят процесс, а не только результат;
• задают вопросы, а не просто слушают;
• выводят ответ, а не получают его от взрослого;
• учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
• распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.
Слайд 8
Можно сказать что, идея ECERS, их ценностная направленность соответствует требованиям ФГОС ДО: в обоих случаях речь идет о создании условий для воспитания активного и компетентного ребенка, любознательного и умеющего продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кроме того, как и указано во ФГОС ДО, оцениваться должны, прежде всего, условия образовательной среды, а не индивидуальные достижения детей.
Слайд 9
Исследования показывают, что ECERS достаточно гибкий инструмент для того, чтобы оценивать разные образовательные условия. Поскольку в основании шкал ECERS лежит именно идея активного обучения в дошкольном возрасте, шкалы оказались востребованными в разных странах как инструмент оценки качества образования.
Слайд 10
Рассмотрим, как устроены шкалы Экерс –Р. Каждая шкала имеет показатели и индикаторы.
В шкале Экерс – Р – семь подшкал, 43 показателя и индикаторы. Балл по каждому показателю оценивается индикатором от 1 до 7 баллов.
Слайд 11
На данном слайде представлены 7 подшкал. В каждой подшкале разное количество показателей. Так, например, в подшкале «Простарнство и обстановка» - 8 показателей, «Режим личной гигиены» – 6 показателей и т. д. В каждом показателе имеются оценочные индикаторы.
Слайд12
В ЭКЕРС-Р входят 7 подшкал :
1. предметно-пространственная среда
Внутреннее помещение. Мебель для повседневного ухода, игр и учения. Мебель для отдыха и комфорта.
Обустройство пространства для игр. Места для уединения. Связанное с детьми оформление пространства.
Пространство для игр, развивающих крупную моторику. Оборудование для развития крупной моторики.
2. присмотр и уход за детьми.
Встреча /прощание. Приём пищи / перекусы. Сон / отдых. Пользование туалетом / пеленание.
Гигиена. Безопасность.
3. речь и мышление.
Книги и иллюстрации. Стимулирование общения между детьми. Использование речи для развития мыслительных навыков. Повседневное использование речи.
4. виды активности
Мелкая моторика. Искусство. Музыка / движение. Кубики. Песок / вода. Ролевые игры. Природа / наука.
Математика /счёт. Использование телевизора, видел и / или компьютеров. Содействие принятию многообразия.
5. взаимодействие.
Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей. Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной активности).Дисциплина. Взаимодействие персонала и детей. Взаимодействие детей друг с другом.
6. структурирование программ
Распорядок дня. Свободная игра. Групповые занятия. Условия для детей с ограниченными возможностями
7. родители и персонал.
Условия для родителей. Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.
Условия для удовлетворения професс. потребностей персонала. Взаимодействие и сотрудничество персонала. Сопровождение работы и оценивание персонала. Возможности для профессионального роста
Слайд 13
Результаты оценки среды при помощи шкал ECERS признаются в экспертном сообществе как надежные. Во-первых, в ECERS предъявлены основания оценки. Во-вторых, объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов). Инструмент хорошо сбалансирован, поскольку собирает информацию с уровня фактов, на основании которых формируется общая оценка качества среды. Субъективность оценки минимальна, благодаря множеству пояснений к каждому из индикаторов. Шкала предусматривает заполнение бланков на основе наблюдения, в процессе которого эксперт ставит отметку о наличии или отсутствии элемента среды (индикатора).
Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:
• Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
• Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования детской любознательности и учения?
• Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
• Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?
Слайд 14
Качество дошкольного образования не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребёнок. Разработка системы оценки качества деятельности ДОО на основе ФГОС ДО должна основываться на активности ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для психологического комфорта, поддержки детской инициативы, сетевом взаимодействии участников образовательных отношений.
Слайд 15
В завершении хотелось отметить, что шкалы Экерс- Р идеально подходит для оценки качества работы дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО.