Анна Абильмажинова
Применение дидактических игр на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение дидактических игр на занятиях по развитию речи»
Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи). Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому проблемы обучения для них, особенно в новых условиях, значительно возрастают. Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Кроме того снижена способность к произвольному общению со взрослыми, т. е. способность действовать в рамках задания.
Публикация «Применение дидактических игр на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти, внимания. Как уже было сказано выше, таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.
Поэтому формирование словаря и лексико-грамматических сторон речи данной категории детей являются одной из актуальных проблем в педагогике и логопедии.
Дети, имеющие системные нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечается склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.
Как же педагогу удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие? Для этого существует много методов и приёмов. Один из них дидактическая игра.
Игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, ведёт за собой и создаёт зону ближайшего развития, стимулирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, а также развитие познавательных способностей, любознательности.
Игра выполняет ряд функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребёнка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми.
Иначе говоря, игра – это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребёнка. Но, всё же, главная функция игры – развивающая : она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка.
Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными. Но занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением.
Речь идёт о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приёмов. Многие учёные отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребёнка, закреплять его знания об окружающем мире.
Своеобразие дидактической игры заключается в наличии определённой структуры, содержащей обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. Для её выбора необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего представлять, какие знания детей (о природе, окружающих предметах, социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость, в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны педагога оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они похожи на беседу или упражнение. Дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания педагога, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
Игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.
Таким образом, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшим.
Каким же элементам игры следует отдавать предпочтение при использовании игровых ситуаций на занятиях по развитию речи? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и др. В любом случае характер игры определяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определённой дидактической цели.
По характеру используемого материала дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
• Главный смысл использования в дидактической игре предметов и игрушек-аналогов – сопоставление реального объекта с игрушечным прототипом по внешнему облику и способу функционирования. Присутствие игрушки-аналога уместно, когда занятие строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Форма игрушки должна быть узнаваема и не вызывать сомнений в принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка независимо от материала, из которого она изготовлена, должна вызывать положительные эмоции, быть «доброй», симпатичной, эстетичной – её окраска может быть декоративной, но всегда высокохудожественной.
• Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) . Здесь важное значение имеет содержание дидактических игр. (парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и т. д.
• Синтетический строй русского языка проявляется в многообразии моделей словообразования и словоизменения (формообразования).
Более 80% русских слов – производные, т. е. образованные от простых с помощью различных морфем. Онтолингвистические исследования свидетельствуют о том, что способность к вычленению морфем и их категоризации формируется у ребёнка только к определённому возрасту на основе как речевого, так и неречевого опыта. До этого момента производные слова, употребляемые ребёнком, находятся как бы в «замороженном» состоянии
. В период активного овладения правилами словообразования они в сознании ребёнка начинают «размораживаться», члениться на отдельные составляющие морфемы. Наряду со словоизменительной и синтаксической подсистемами языка словообразовательная подсистема составляет основу русской грамматики. Овладение правилами словообразования – главный источник самостоятельного обогащения ребёнка словарным запасом, развития чувства языка.
Ребёнок с нормально развивающейся речью обладает врождённой способностью к словообразованию, что проявляется уже в раннем возрасте в виде детского словотворчества. «Создавая» новые слова, ребёнок неосознанно использует имеющиеся в языке законы словообразования.
Дети с ОНР наибольшие трудности испытывают при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их комбинировании; ярко проявляются неточное знание и употребление новых слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, затруднён подбор однокоренных слов.
Эти дети обладают пониженной способностью воспринимать различия, заключённые в лексико-грамматических элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка в процессе речевого высказывания. Таким детям основные принципы словообразования необходимо «вложить» извне.
Постоянное создание на занятиях игровых ситуаций обеспечит возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, более лёгкое и быстрое усвоение программного материала.