Елена Москаленко
«Приключения старичка-степнячка». Конспект индивидуального занятия с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
«Приключения старичка-Степнячка»
Конспект индивидуального занятия с использованием регионального компонента, применением инновационных технологий по теме: автоматизация звука «С»
Цель: формирование правильного звукопроизношения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление нормированного произношения звука (с) изолированно, в слогах, словах, в дидактических играх со словами;
-закрепление употребления творительного падежа с предлогом «с»;
Публикация «„Приключения старичка-степнячка“, Конспект индивидуального занятия с использованием регионального компонента» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
- закрепление навыка словообразования – образование относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове, навыков звукового и слогового анализа;
- развитие речевого аппарата, речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитание добрых чувств, жизнелюбия, трудолюбия.
Оборудование: картинка с изображение старичка-Степнячка, тканевые мешочки, модель ковра с ленточками, картинки на звук «с», картинки с изображением овощей –фруктов, карточки-символы артикуляционных упражнений, диски с музыкальными отрывками: «Песенка степного ветра».
Инновационные технологии:
сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, моделирование.
Подготовительная работа: чтение калмыцких народных сказок.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Сообщения темы занятия.
Логопед. Ты слышишь звуки? (запись шума ветра). Мы отправляемся в путешествие на волшебном ковре. Ты слышишь музыку? (звучит легкая, веселая музыка). Как ты думаешь, какая погода сейчас в степи?
Ребенок. Хорошая, солнечная.
Логопед. Сегодня мы отправляемся в сказку со сказочным старичком-Степнячком. Тебе знаком этот персонаж? Произнеси за мной это слово (ребенок четко проговаривает слово). Старичок-Степнячок поможет тебе правильно произносить звук «с» в словах.
2. Игра «Угадай букву на ощупь»
Логопед: Смотри, Степнячок тебе прислал волшебные мешочки, в один из них он положил букву «С», которой обозначается звук «С». Найди на ощупь, в какой именно. (Ребенок руками ощупывает мешочки, находит букву).
А теперь подуем, чтобы ветер надул нам паруса. (Работа с пособием «Ветерок», формирование воздушной струи)
3. Пальчиковая гимнастика. Движение руками «Ковыль».
Светит полная луна –
По степи бежит волна,
Ветер поднимает пыль,
И колышится ковыль.
(Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем сразу разжать пальцы двух рук).
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Вот на нашем пути первая балка. В ней живет много зверей. Давай поиграем с ними.
Упражнения:
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Хомячок
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Пришла пора отдохнуть и попить чайку со стариком-Степнячком.
Чашечка-пиалочка
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
5. Уточнение правильной артикуляции.
Логопед: Налетел легкий ветерок, листик с дерева полетел.
Мы учимся слышать звук «С». Какой он? Мы учимся говорить звук «С». Как работают язык и губы?
6. Произношение звука в слогах. Звучит громкая, тревожная музыка.
Логопед: Какая музыка звучит?
Ребенок: Музыка громкая, резкая
Логопед: Что случилось с погодой?
Ребенок: Она испортилась, подул сильный ветер, стало холодно, в степи началась буря.
Ребенок отражено за логопедом повторяет с ударением слоги са-са-са, со-со-со, су-су-су
7. Дидактические игры со словами.
Логопед: Чтобы стихла буря, надо выполнить задания старичка-Степнячка.
1) «Выложи картинки по порядку» Логопед предлагает ребенку карточку с изображением ряда предметов. Ребенок запоминает их в течение 10 сек., затем карточка переворачивается. Ребенок должен выбрать из предложенных картинок те, которые были на карточке и положить их в той же последовательности.
Слова: стол, слон, куст, мост
лиса, коса, оса, бусы
собака, колесо, самолет, автобус
стакан, скала, старик, слива
Выбери слова, в которых звук «с» слышится в начале слова, в середине, в конце.
2) «Положи картинки в волшебные сундучки» Предъявляется пособие с нарисованными сундучками, в которых сделаны отверстия – одно, два, три.
Логопед: ты видишь волшебные сундучки, в них есть ящики. Нужно выбрать по три картинки, в которых столько же частей, сколько ящиков в сундуке.
Ребенок выбирает с отхлопыванием слова с одним слогом, двумя, тремя, и раскладывает картинки.
3) «Кто больше» На столе раскладываются картинки – названия овощей и фруктов (ягод)
Слива- абрикос- ананас – арбуз - брусника- смородина
Патиссон - редиска –капуста –свекла –чеснок –салат
Названия картинок проговариваются, после чего картинки переворачиваются. Логопед называет картинку со звуком «с», ребенок должен повторить слово логопеда и добавить свое из оставшихся картинок. Затем логопед повторяет два слова и добавляет третье и т. д.
4) «Приготовим угощение»
Логопед: как можно назвать одним словом сливу, абрикос, ананас?
Ребенок: Это фрукты.
Логопед: Что мы можем приготовить из фруктов?
Ребенок: Мы можем приготовить из фруктов варенье, сок, желе.
Давай угостим волшебника соком: из ананаса – ананасовым, из абрикосов -, из слив –
Логопед: как можно назвать одним словом редиску, капусту, свеклу? Что можно приготовить из овощей?
Ребенок: Мы можем приготовить из овощей суп, салат.
Логопед: Угостим волшебника салатом: из капусты – капустный, из свеклы -.
8. Развитие связной речи.
Логопед: В своем путешествии старичок-Степнячок познакомил нас с разными животными – хомячком, конем, змеей. Составь предложения об этом.
Ребенку предлагаются картинки. Предложение составляется по модели - картинка героя, полоска, буква «с», картинка животного.
Логопед: Давай придумаем свое продолжение сказки. Выбери из набора картинки животных, с которыми ты хотел бы познакомить Степняка.
Ребенок выбирает картинки и составляет предложения.
9. Итог занятия.
Звучит спокойная музыка.
Логопед: Ты путешествовал вместе с мудрым старичком-Степнячком, выполнил много заданий.
Какой звук помогал тебе?
Старичок-Степнячок отправляется дальше в путешествие, а мы возвратились в детский сад.