Приложение МААМ

Приемы эффективного общения педагогов с семьями воспитанников

Лаура БУГИБАЕВА
Приемы эффективного общения педагогов с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т. д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М. И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

Публикация «Приемы эффективного общения педагогов с семьями воспитанников» размещена в разделах

На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная.

Да, трудностей на самом деле в организации общения много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент)

• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в

области общения с родителями воспитанников

• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с

родителями

• Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность

Знания (содержательный компонент)

• о семье

• об особенностях семейного воспитания

• о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

• о методах изучения семьи

• о современных формах организации общения

• о методах активизации родителей

Умения и навыки (деятельностный компонент)

• Умение преодолевать психологические барьеры общения

• Владение методами изучения семьи

• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

• Умение ориентироваться в информации

• Умение конструировать программу деятельности с родителями

• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с

родителями

Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,

понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя : быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» ,за эти первые секунды, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

• Улыбка,

• имя собеседника

• комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) :

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд

(контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая

дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении

(стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой

руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» :

«Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Теперь предлагаю немного поиграть.

Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Упражнение «Составим портрет»

- 1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

-2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

Упражнение «Выбери фразу»

Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы- подхода”".

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять (красным цветом);

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные" в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, Ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными" :

"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";

"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";

"Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";

"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Рассмотрим примерный кодекс общения

• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно

Психологи выделяют три cоставляющие общения :

• Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

• Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем, которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Все мы разные, по разному видим и воспринимаем мир, по разному его оцениваем. Иногда желаемое принимаем за действительность. В спорной ситуации нужно попробовать посмотреть на неё с другой стороны, со стороны своего оппонента, «его глазами». И тогда, может быть, ситуация изменится. Необходимо учиться видеть мир с разных сторон, уважать мнение других людей. Учитывать их видение, уметь прощать и просить прощение.

Итак, что еще нужно, чтобы ваше общение стало позитивным?

- Фокусируйтесь на своих успехах и достижениях. Говорите о них с другими.

- Рассказывайте о своих интересах и увлечениях. О своих открытиях и новой интересной информации, которую вы узнали.

- Обязательно отслеживайте свои речевые привычки. Говорите только чистой и красивой речью, используя только позитивные слова и выражения.

- Чтобы ваше настроение было позитивным — мыслите позитивно и позитивно ведите себя.

- Отмечайте в себе и окружающих положительные стороны и черты характера. Говорите им и себе об этом.

- Вызывайте людей на открытое общение. Создавайте среду доверия между вами. Помогайте людям раскрываться с лучшей стороны рядом с вами.

- Помогайте людям, создавая для них эмоциональную поддержку, но не обременяйте их своими жалобами и проблемами.

- Если от вас ждут поддержки — дайте поддержку. Если ждут эмоционального единения — дайте это. Воспитывайте близких людей помогать и вам так же как вы им.

Позитивное общение привлечет к вам нужных людей.

Несите свет, пользу, добро и любовь к людям и вы сполна получите его взамен.

Публикации по теме:

«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников Традиционными для детского сада являются детские праздники. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоматериал с описанием конкурсов,.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы эффективного общения педагогов с семьями воспитанников
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 19:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы эффективного общения педагогов с семьями воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Лаура БУГИБАЕВА (УИ 1144996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД