Кузьмина Наталья
Консультация для родителей «Причины детского молчания, или Почему мой ребенок не говорит!»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины детского молчания, или почему мой ребенок не говорит!
«Ой, мой ребенок не разговаривает!»
«Ужасно, мой малыш говорит на своем языке!»
«Я ничего не понимаю, что хочет мое дитя!»
В современном мире мы такие фразы можем услышать от большинства наших мам. Так как речевое развитие-один из самых волнующих вопросов для каждого родителя.
Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, из-за чего же могут возникнуть такие нарушения в речи?
Публикация «Консультация для родителей „Причины детского молчания, или Почему мой ребенок не говорит!“» размещена в разделах
Причины кроются в биологических и социальных факторах, либо в их сочетании, что усложняет ситуацию.
Социальный фактор: дефицит общения.
Часто родители очень заняты работой и им просто некогда, приходя домой, уделить немного времени ребенку, они предпочитают взять в руки гаджеты и погрузиться в них, а дети, повторяя за своими мамами и папами делают тоже самое. Это конечно не говорит об их нелюбви к ребенку, ведь родители очень стараются дать своему чаду все самое лучшее: они покупают красивую одежду, дорогие игрушки, водят его в развлекательные центры. Но ребенку, помимо всего этого, хочется просто сесть и поиграть с родителями дома.
Ведь речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает. Когда малыш начинает познавать окружающий мир, только в совместной работе со взрослым, он сможет это сделать. Именно взрослый создает для ребенка потребность в слове. И очень часто молчащие дети очень быстро начинают говорить, попав в другую обстановку – например, в ясли, где его не понимают с первого взгляда и приходится использовать слова.
Биологический фактор : внутриутробное развитие, а также период во время и после рождения.
На причину молчания ребенка может влиять и период внутриутробного развития, а также период во время и после рождения. Важно лишь выяснить причину нарушений, чтобы определиться с направлением и содержанием работы. Например, если ребенок в три года молчит, его родителей не должно успокаивать то, что и его папа до этого возраста не говорил, а потом быстро догнал сверстников. Ведь причины молчания у папы и у ребенка могут быть совершенно разными.
Внутриутробная патология, воздействие неблагоприятных факторов в период родов
Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, в том числе речевых зон коры головного мозга. Во время родов может произойти следующее: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы. Так же может быть наследственная предрасположенность и генетические аномалии, они чаще всего выражены в особенностях строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твёрдого и мягкого неба (расщелины неба). При асфиксии и гипоксии поражаются центры головного мозга (Брока и Вернике). При поражении центра Вернике у ребенка наблюдаются проблемы со слухом.
Проблема со слухом
Это самая очевидная и проще всего выявляемая причина того, что ребенок не говорит. У малыша может быть полное отсутствие слуха или его снижение.
Проблемы эмоционально-волевой сферы
Дети с расстройством аутистического спектра очень часто либо не говорят, либо не используют речь в качестве коммуникативной функции. То есть у них нет задержки речевого развития, нет мотива общения.
Нарушения интеллекта
Эта проблема неотделима от нарушения речевого развития.
Если у ребенка есть задержка психического развития, это неминуемо сказывается и на его речи. Эта печальная причина часто исключается потому, что ее не хотят даже допускать.
А в раннем возрасте нарушения различных высших психических функций, к которым относятся речь и мышление, непросто дифференцировать.
Мы разобрались в основных причинах молчания наших детей. И хотелось бы сказать:
«Больше играйте и занимайте со своим чадом и главное верьте в своего ребенка!»