Кузьмина Наталья
Консультация для родителей «Причины детского молчания, или Почему мой ребенок не говорит!»
▼ Скачать
Причины детского молчания, или почему мой ребенок не говорит!
«Ой, мой ребенок не разговаривает!»
«Ужасно, мой малыш говорит на своем языке!»
«Я ничего не понимаю, что хочет мое дитя!»
В современном мире мы такие фразы можем услышать от большинства наших мам. Так как речевое развитие-один из самых волнующих вопросов для каждого родителя.
Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, из-за чего же могут возникнуть такие нарушения в речи?
Причины кроются в биологических и социальных факторах, либо в их сочетании, что усложняет ситуацию.
Социальный фактор: дефицит общения.
Публикация «Консультация для родителей „Причины детского молчания, или Почему мой ребенок не говорит!“» размещена в разделах
Часто родители очень заняты работой и им просто некогда, приходя домой, уделить немного времени ребенку, они предпочитают взять в руки гаджеты и погрузиться в них, а дети, повторяя за своими мамами и папами делают тоже самое. Это конечно не говорит об их нелюбви к ребенку, ведь родители очень стараются дать своему чаду все самое лучшее: они покупают красивую одежду, дорогие игрушки, водят его в развлекательные центры. Но ребенку, помимо всего этого, хочется просто сесть и поиграть с родителями дома.
Ведь речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает. Когда малыш начинает познавать окружающий мир, только в совместной работе со взрослым, он сможет это сделать. Именно взрослый создает для ребенка потребность в слове. И очень часто молчащие дети очень быстро начинают говорить, попав в другую обстановку – например, в ясли, где его не понимают с первого взгляда и приходится использовать слова.
Биологический фактор: внутриутробное развитие, а также период во время и после рождения.
На причину молчания ребенка может влиять и период внутриутробного развития, а также период во время и после рождения. Важно лишь выяснить причину нарушений, чтобы определиться с направлением и содержанием работы. Например, если ребенок в три года молчит, его родителей не должно успокаивать то, что и его папа до этого возраста не говорил, а потом быстро догнал сверстников. Ведь причины молчания у папы и у ребенка могут быть совершенно разными.
Внутриутробная патология, воздействие неблагоприятных факторов в период родов
Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, в том числе речевых зон коры головного мозга. Во время родов может произойти следующее: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы. Так же может быть наследственная предрасположенность и генетические аномалии, они чаще всего выражены в особенностях строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твёрдого и мягкого неба (расщелины неба). При асфиксии и гипоксии поражаются центры головного мозга (Брока и Вернике). При поражении центра Вернике у ребенка наблюдаются проблемы со слухом.
Проблема со слухом
Это самая очевидная и проще всего выявляемая причина того, что ребенок не говорит. У малыша может быть полное отсутствие слуха или его снижение.
Проблемы эмоционально-волевой сферы
Дети с расстройством аутистического спектра очень часто либо не говорят, либо не используют речь в качестве коммуникативной функции. То есть у них нет задержки речевого развития, нет мотива общения.
Нарушения интеллекта
Эта проблема неотделима от нарушения речевого развития.
Если у ребенка есть задержка психического развития, это неминуемо сказывается и на его речи. Эта печальная причина часто исключается потому, что ее не хотят даже допускать.
А в раннем возрасте нарушения различных высших психических функций, к которым относятся речь и мышление, непросто дифференцировать.
Мы разобрались в основных причинах молчания наших детей. И хотелось бы сказать:
«Больше играйте и занимайте со своим чадом и главное верьте в своего ребенка!»