Галина Тынянских
Конспект занятия «Преподобный Сергий Радонежский-святой земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Тынянских Галина Ивановна
Воспитатель, МБДОУ детский сад №86, город Белгород
Непосредственно – образовательная деятельность
По духовно – нравственному воспитанию
Подготовительная к школе группа
Тема: «Преподобный Сергий Радонежский – святой земли русской»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Закрепить и обобщить у детей представление о детстве, труде и добродетелях Преподобного Сергия Радонежского.
Познакомить детей с картиной С. Ефошкина «Чудо о птицах»
Закрепить навыки чтения и печатание слов: крест, свеча, храм, ангел, икона, святой.
Публикация «Конспект занятия „Преподобный Сергий Радонежский-святой земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Воспитательные задачи:
Воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях, милосердии, любви и заботе к людям и Богу.
Развивающие задачи:
Способствовать восприятию преподобного Сергия Радонежского как образца скромности и трудолюбия, внимания и доброты.
Совершенствовать способы выполнения техники оригами – птичка.
Материалы и оборудование:
• Презентация с кроссвордом
• Изображение иконы Сергия Радонежского
• Изображение картины С. Ефошкина «Чудо о птицах»
• Кроссворды на каждого ребенка, ручка.
• Схемы для рассказывания о детстве Сергия.
• Игры-пазлы «Труды Сергия», «Молитвы Сергия».
• Для оригими «Птичка» - белая и золотистая бумага.
• Музыка с голосами птиц.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Дети, посмотрите на звездное небо. Говорят, сколько на небе звезд, столько у Бога святых. А кого называют святыми? (ответы детей)
Людей, которые прожили жизнь в вере и в любви к Богу, Господь прославляет как своих Святых, а некоторых из них называют Преподобными, иначе говоря, особенными, подобные Богу.
2. Разгадывание кроссворда.
Воспитатель: Воспитатель предлагает детям разгадать кроссворд. Дети слушают загадки, а ответы печатают в кроссворде.
1. Им сверху церковь украшают
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе несложный дан,
Назвать тот символ христиан (Крест)
2. Чтоб с молитвою прошел сегодня вечер
Все в храме зажигают. (свечи)
3. На горе стоит свеча
В ней молитва хороша (храм)
4. С ним не встретишься ты взглядом
Не обнимешь, не коснешься.
А он всегда с тобою рядом,
И во сне и, как проснёшься. (ангел)
5. Спиной к стене-
Лицом к избе (икона)
6. На земле жил-душу часто мыл,
С земли ушел- к богу пришел. (святой)
Воспитатель: Дети, прочтите выделенные слова.
Дети читают: Святой Сергий.
Воспитатель: Молодцы, вы успешно разгадали кроссворд. И за это получаете награды, вот такие звездочки. Посмотрите звездочки у вас разных цветов, я хочу вам предложить, у кого звездочки желтого цвета составить рассказ по схеме, а у кого красные на время стать артистами и приготовится к представлению нашей сценки.
На слайде икона Преподобного Сергия Радонежского.
Воспитатель: Кого вы видите на изображении этой иконы? (Дети рассказывают о Сергии Радонежском)
В этом году весь православный мир отмечает 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
3. Составление рассказа по схеме.
Воспитатель: Ребята помните мы с вами читали житие Сергия Радонежского. Кто поможет мне вспомнить о детстве Сергия Радонежского. (Дети рассказывают о детстве святого Сергия, используя мнемосхемы.)
4. Драматизация «Видение отрока Варфоломея»
Воспитатель: А, что было дальше покажут наши артисты.
Воспитатель: В семь лет Варфоломея вместе с братьями отдали учиться. И тут оказалось, что другие успевают, а ему учение не дается. Наставники его ругали, сверстники смеялись, а родители огорчались. А Варфоломей усердно молился, чтобы Господь вразумил его.
Ведущий ребенок: Однажды Варфоломей бежал по зеленому полю, искать коней, которые куда-то пропали. И вдруг на опушке леса он увидел старца похожего на ангела, который молился. Варфоломей подошел к нему, и робко стал в сторонке.
Старец: Что ты хочешь, чадо?
Варфоломей: Я учусь грамоте, но у меня плохо идут науки. Не могу я постигнуть ученые премудрости, а так хочу! Помолись обо мне.
Ведущий ребенок: Старец внимательно посмотрел на мальчика, помолился, благословил его и сказал.
Старец: Не печалься. Господь даст тебе разумение грамоты, и ты превзойдешь успехами братьев и сверстников.
Ведущий ребенок: Старец собрался уходить.
Варфоломей: Останьтесь, не уходите, зайдите к нам осчастливьте отца, матушку, родных.
Ведущий ребенок: Когда Варфоломей со старцем пришел домой, их встретили родители.
Родители: Проходите. Мы всегда рады гостям.
Старец: Варфоломей бери книгу и читай!
Варфоломей: Я не могу.
Старец: А ты попробуй, у тебя все получится.
Ведущий ребенок: И произошло чудо.
Варфоломей:(читает псалтырь)
Старец: Радуйтесь за сына своего, он будет велик перед Богом и людьми.
Воспитатель: Варфоломей подрастал его первым делом была молитва, он мечтал уйти в глухой лес и там молиться обо всех людях. Но как любящий сын он не мог оставить своих родителей и осуществил свою мечту только после их смерти. Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился в лесную глушь. Он давно мечтал стать монахом, а когда человек становится монахом он получает новое, духовное имя. Так Варфоломей получил имя Сергий.
5. Дидактическая игра.
- Скажите, что живя в лесу построил Сергий, вопрос – замок, келью, детский сад, дорогу, церковь, многоэтажный дом. (ответы детей).
Воспитатель: Правильно.
На горе Маковец, средь берез и елей
Поставил Сергий церковку и келью.
Кто хочет поиграть? Мы будем собирать пазлы. Мальчики соберут пазл «Труды Сергия» то, что нужно было Сергию для работы, а девочки соберут пазл «Молитвы Сергия», то что нужно Сергию во время молитвы.
Кто из ваших команд расскажет, что получилось.
Воспитатель показывает детям слайд с картиной Сергея Ефрошкина «Чудо о птицах»
6. Рассказ воспитателя по картине «Чудо о птицах»
Я приглашаю вас в художественную галерею. В которой хочу вас познакомить с картиной художника Сергея Ефрошкина «Чудо о птицах»
Однажды в глубокий вечер, когда преподобный был погружен в сердечную молитву за душевных чад своих, он услышал голос, звавший его по имени:
- Сергий, Сергий!
Удивился преподобный столь необычному зову в ночной тишине, открыл оконце своей кельи и увидел дивное видение: в высоте сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную так, что стало светлее дня, а неведомый голос ему говорит:
-Сергий, ты заботишься и молишься о детях своих духовных: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Живоначальной Троицы. И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных. А он опять слышит голос с высоты небес:
- Так умножится число твоих учеников и после тебя не оскудеют они.
Так в дальнейшем и получилось. Вокруг подслеповатой в одно оконце, Сергиевой кельи со временем разросся большой монастырь давший жизнь Свято- Троицкой Лавре, самому большому монастырю России.
7. Игровая пауза «Птички»
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами птички.
Птички летели, -бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Все люди глядели.
Птички садились, - приседают, сложив руки за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели. – делают наклоны головы.
Полетели, полетели, - опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Песенки запели.
8. Продуктивная деятельность: оригами «Птицы»
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столам и взять конвертики. Посмотрите, что в них (ответ детей). Вспомните картину которую мы с вами видели в галереи, и какие прекрасные птицы были изображены на ней. Вы хотите сделать таких же прекрасных птиц?
(Дети делают птичек, с элементами оригами.)
Воспитатель: Дети, давайте своим птичкам дадим имена, назовем их теми добродетелями, которыми обладал Сергий Радонежский. ( Ответы детей: надежда, доброта, послушание, кротость, любовь к ближним, милосердие, вера, трудолюбие и др)
9. Подвидение итогов:
Воспитатель: Прошли годы, а семь веков тянуться со всей Руси люди, чтобы поклониться и помолиться великому святому, земли русской преподобному Сергию Радонежскому.
И в нашем Святом Белогорье тоже есть храм, преподобного Сергия Радонежского, а со всем недавно был найден родник, который иссяк почти сто лет назад, но настоятель храма отец Василий и прихожане храма нашли и восстановили родник, который затем освятили в честь преподобного Сергия Радонежского. И спешат белгородцы к роднику, чтобы испить чистой родниковой воды, как много лет назад.
- Посмотрите, сколько птичек много у нас, давайте подарим их нашим гостям, в память о нашей встрече. (дети вручают птичек гостям)