Римма Порфирьевна Иванова
«Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л. С. Выготский
«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский.
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности ДОУ, школы и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
Публикация «„Преемственность ДОУ, школы и семьи — основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене ДОУ, школа и родители будущих первоклассников. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
Участники: Учителя начальных классов, воспитатели ДОУ, родители воспитанников подготовительной группы, педагоги школы раннего развития «Солнечная страна»
Ход проведения:
1) Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.
- Актуальность проблемы. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности – Выступление руководителя ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «Детство» Ивановой Р. П.
Наличие реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении. [7], [3]
К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности. Это труды Ананьева Б. Г.. А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др.
- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой? (ответы участников)
- Задание: Предлагается перевернуть карточки (этот же материал выводится на слайд) где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.
2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.
– В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.
– Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы
пользуетесь, или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов
выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.
Федеральный уровень:
· Закон об образовании
· Семейный кодекс РФ
· Конвенция о правах ребенка
· Концепция модернизации Российского образования
· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
· Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
· Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень ДОУ
· Договор с родителями
· Договор со школой
· Образовательная программа
3) Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы.
– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
– Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.
– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.
Выведение на экран нескольких причин.
· Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования
· Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием
· Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
· Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
4) Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.
– Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая, и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации.
– Выведение на экран: что такое специальная готовность, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная, физическая.
-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
-- анализ анкет родителей
-- просмотр видео с участием детей «Разговор о школе»
5) – Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности. [1], [7]
– С рекомендациями по преемственности выступит учитель начальных классов
--Предложить задать вопросы, которые есть у воспитателей, родителей.
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Например, единственная программа, обеспечивающая преемственность от детского сада до школы «Школа 2000…», построена на игровых технологиях. О том, как их можно использовать в работе расскажет педагог подготовительной группы.
-- Выступление Понамарёвой И. И. «Игровые технологии в ДОУ». [6], [5]
--Выступление педагогов школы раннего развития по вопросу подготовки детей к школе.
6) Обобщение итогов круглого стола.
– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
– Вывести на экран формы:
Работа с детьми:
· Экскурсии в школу
· Посещение школьной библиотеки, школьного музея
· Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
· Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
· Выставки рисунков и поделок;
· Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
· Совместные педагогические советы;
· Семинары, мастер-классы, круглые столы;
· Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
· Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями :
· Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
· Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
· Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
· Встречи родителей с будущими учителями;
· Дни открытых дверей;
· Творческие мастерские;
· Анкетирование и тестирование родителей.
Выводы-
1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.
Список использованной литературы
1. Аншукова Е. Ю. Организация работы по преемственности между ДОУ и общеобразовательной школой// Начальная школа, 2010
2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы : Методическое пособие Изд. 2-е. Издатель: Айрис-Пресс, Айрис Дидактика. Серия: Дошкольное воспитание и развитие. Мягкая обложка, 144 стр. 2005, 2006 г.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480с.
4. Должикова Р. А., Г. М. Федосимов, Н. Н. Кулинич, И. П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М. : Школьная Пресса, 2008. - 126с.
5. Кочурова, Е. Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. М. : Образование, - 1995. - 175 с.
6. Петерсон Л. Г. Реализация преемственности между дошкольной подготовкой и начальной школой на основе технологии деятельностного метода «Школа 2000…». М. : АПК и ППРО, 2005.
7. Преемственность в работе детского сада и школы. / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, М. : Просвещение, 1978. – 165 с.
8. Ушинский К. Д. Педагогическая система. - М. : Просвещение, 1984.-561с