Залина Карданова
Методическая разработка «Прекрасный мир танца»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Танцевальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Публикация «Методическая разработка „Прекрасный мир танца“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведение народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и танцевального искусства. Входя в мир народной музыки и танцев, ребёнок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по кружку разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования согласно приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года №26, на основе «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, дополнительной парциальной программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, прошедших предварительное собеседование на предмет выявления мотивации обучения и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.
В процессе занятий сочетается коллективная работа и индивидуальная. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими возможностями детей.
Подготовка и участие в концертах и конкурсных выступлениях предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Освоение программы рассчитано на один год и включает в себя занятия по ритмике, классическому, эстрадному танцу.
Основной формой работы в кружке является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 36 занятий. Продолжительность занятий 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о фольклоре и в целом о культуре народов разных стран использую такие формы:
демонстрация техники исполнения основных движений танца;
демонстрация вариаций;
отработка движений;
постановка танца;
репетиции;
знакомство с народным костюмом;
просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;
Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности, совершенствовать полученные знания и приобретенные исполнительные навыки.
Цели и задачи программы
Образовательная цель программы: приобщение детей к различным видам народного танца, видам танцевального искусства.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног;
- ознакомление с основными движениями танца;
- ознакомление с историей развития русского народного танца.
- дать представление о танцевальном образе;
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
Развивающие:
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка; - развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
-развитие творческих способностей;
-гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
- развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом.
Воспитательные:
- воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям других наций.
- воспитание культуры поведения и общения;
- воспитание умений работать в коллективе;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Данная программа построена на изучении танцев различных народностей. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной культуре.
Содержание работы
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т. д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца на занятиях используются:
коллективные танцевальные игры («Я хочу с тобой танцевать»);
массовые танцы («Танец утят»);
ритмические упражнения;
народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
создание собственных танцевальных элементов.
Занятия по разучиванию танца развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Методы работы :
Объяснительно – иллюстративный
(показ элементов, объяснение, использование фольклора).
Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).
(музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамеру)
Ожидаемый результат:
танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
уметь воспринимать и передавать в движении образ;
уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ Качественный анализ
1. Посещаемость, статистические данные Форсирование навыков и умений
2. Фиксация занятий в рабочем журнале Анализ успеваемости деятельности и достижения цели
3. Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика) Анализ диагностического материала
4. Практический результат Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы
Критерии определения результативности программы:
1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т. д.)
3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т. д.).
4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
7. Память – способность запоминать музыку и движения.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
конкурсы на лучшее исполнение танца;
праздничные выступления («Новый год», «8 марта», «День пожилых людей» и т. д.);
развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);
участие в смотрах, конкурсах
Технические средства образования:
Компьютер;
синтезатор,
DVD;
Экран;
Музыкальный центр;
Наглядные пособия:
Плакаты, детские музыкальные инструменты, народные инструменты.
Литература
а) Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1967. – 203 с.
в) Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М. : Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб. : Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб. : Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. : Детство-пресс, 2006. -352 с.
к) Дополнительная парциальная программа по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О. Н. Калинина.
Учебно-тематический план
по танцам в подготовительной группе
№ Тема Цель Кол-во часов Пособия Дата
1 «Классический танец» - Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии,видео и фото из балета. Сентябрь
2 «Современный танец» - Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл. 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии,видео и фото из различных современных танцев. Октябрь
3 «Танцы народов мира» - Познакомить детей с особенностями национальных культур. Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка». 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии,видеоматериалы Ноябрь
4 «Русский народный танец» - Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах.
Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель»,
«воротца».
4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии,видео и фото из балета. Декабрь
5 «Бальный танец» - Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, ча-ча-ча, самба. Развивать координацию рук и ног. Воспитывать любовь к танцам. 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии,видео и фото из балета. Январь
6 «Историко – бытовой танец» - Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : гавот, мазурка.
4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии,видеоматериалы и фото Февраль
7 «Испанский танец» Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.
- Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем. 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии, фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем. Март
8 «Национальный кабардинский танец». Рассказать детям об особенностях нашей культуры, характере и манере исполнения народных танцев. Разучивание элементов национального танца. 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии, фотоматериалы костюмов и видеоматериал с кабардинским народным танцем. Апрель
9 «Спортивный танец» Формировать навыки грациозности и изящества движений. Повышение работоспособности и двигательной активности. 4 ИКТ,муз. центр,диск с записью мелодии, фотоматериалы.