Людмила Малахова
Предупреждение дисграфии на основе формирования фонематического восприятия, слуха, анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение дисграфии на основе формирования фонематического восприятия, слуха, анализа.
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать с ребенком еще до появления его на свет и это не безразлично для будущего благополучия малыша.
Публикация «Предупреждение дисграфии на основе формирования фонематического восприятия, слуха, анализа» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
К трем месяцам жизни ребенка при появлении матери ребенок начинает гулить. К шести месяцам под влиянием общения со взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольников со словом - его смысловой и фонетической стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный). Особенно трудно для детей звуковое различие слова на слух : вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их и интересуясь ими, ребенок еще не осознает звуковой состав слова. Ознакомление со звуковой стороной и формирующееся в результате его умение слышать в слове отдельные звуки, помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для усвоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
1. Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется я правильно.
2. Недостаточное различение большего количества звуков из нескольких фонематических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.
3. При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
Нечетное различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - щипящих, твердых - мягких, свистящих – щипящих - аффрикат);
Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
Затруднение при анализе звукового состава речи;
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.
В результате проведения медико – педагогической комиссии дети с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи поступают к нам в детский сад. Сначала я провожу обследование и выявляю, в какой степени нарушено фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В старшей группе свою работу я делю на три этапа.
В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.
Я беру гласные звуки и те легкие согласные, которые не были дефектными. Провожу различные игры по выделению гласных и легких согласных.
Игры «Дадим имя девочке, мальчику с заданным звуком» (а, у, о, э, и, п, т, к).
Игра «Ромашка», «Собрать цветы с гласными звуками в начале слова» (астра, ирис).
Игры «Верни слово», «Где вы слышали эти слова», «Что мог бы нарисовать художник» - берутся картинки с гласными звуками и легкими согласными. Затем я перехожу к анализу звукосочетаний, состоящих из двух-трех гласных.
Звуковой ряд из двух-трех гласных звуков лучше, чем ряд включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных звуков произноситься почти тождественно изолированному произношению.
Затем я беру для анализа обратный слог типа АП, ОП, УТ, ОК.
Первый этап формирования фонематического анализа я провожу с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему слова и фишки. Даю детям карточки, разделенные на две части. Справа красный кружок, слева синий.
Произношу – АП, дети ставят на красный кружок фишку красного цвета, на синий кружок синего цвета. Для более сильных детей провожу сразу же синтез слога. Что получится, если я возьму звук А и П? Дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова. Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных. Как только дети научились анализировать обратных слог, я перехожу к анализу прямого слова. Большую помощь детям в осознании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает слуховая линейка. Вся линейка, включая донышки окошек, обведенных рамкой одного цвета. Конец выдвигаемой части линейки окрашен, например, синей краской. Когда логопед произносит первый слог К, он начинает перемещать выдвигаемую часть линейки и в первом окошке появляется круг синего цвета; произнося звук О, логопед продолжает выдвигать линейку и синий круг перемещается во второе окошко, при произнесении звука Т – соответственно в третье окошко.
Очень нравится детям игра «Живые звуки». Один ребенок звук - М, другой – А.
Ставлю детей рядом, остальные ребята называют по порядку звуки.
Также дети любят игру «Прошагаем звуки». На один шаг называется звук П, на другой А. дети с более легким диагнозом, успешно овладевают анализом прямого слога, для детей с диагнозом общее недоразвитие речи, анализ прямого слога затруднителен. Тогда я больше времени уделяю анализу обратного слога и постепенно перехожу к анализу прямого слога. Первоначальную работу я провожу с опорой на вспомогательные средства, но постепенно я перехожу на формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Во втором периоде я формирую у детей понятия начало, середина, конец слова. Я даю детям макет рыбы. Голова – начало слова, туловище – середина, хвост – конец слова. Вначале учу детей слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук», затем учу выделять последний звук в слове (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (игра «Найди место звука в слове»)
На индивидуальных занятиях я осуществляю постановку дефектных звуков. И сразу же ввожу их в фонематический анализ. Затем я приступаю к дифференциации поставленных звуков. Детям очень нравятся игры «Кто в домике живет?». Плоские домики с четырьмя окошками. На первом этаже живут, например, животные со звуком - с - (слон, собака, лиса, на втором этаже со звуком - з – (заяц, зебра, коза, обезьяна)
«Кто быстрее соберет вещи» (2 чемодана – 1 со звуком - с -, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, 2 со звуком - ш -, шуба, рубашка, шляпа, шарф, шапка)
Большое удовольствие доставляет игра «Огонек». Если ребенок правильно называет слово, загорается огонек. Игра «Найди пару» (коза – коса, трава – дрова, катушка – кадушка, мишка – миска, каска – маска, мак – рак, кит – кот, усы – осы, дом – дым)
В третьем периоде я приступаю к анализу трехзвуковых слов. Например, слово дом, а внизу нарисована схема, дети должны называть каждый звук и поставить фишку. Провожу игру «Живые звуки» - ставлю трех детей, называю каждому звук, затем произношу слово и дети должны правильно встать.
Проводя тщательную работу по развитию фонетико-фонематического восприятия, я заметила, что дети в старшей группе начинают читать.
В подготовительной к школе группе я отрабатываю материал старшей группы. Затем приступаю к слоговому анализу слова. Слоговой анализ слова – это следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слов, из которых образуются слова. В течение учебного года я учу детей хорошо слышать слоги в слове. Внимание детей специально обращаю на то, что слоги в словах расположены, как и звуки, последовательно друг за другом; что слоги в слове звучат по-разному, один из них произносится немного более протяжно, громче и слышится лучше, это ударный слог. И слово произносится как законченное звуковое единство. На начальном этапе работы с детьми я беру слова с открытыми слогами (шина, шуба, лисица, постепенно готовлю детей к более сложному слоговому анализу – анализу слов с закрытыми слогами. Облегчает на первых порах понимание слогового членения применение приема графического изображения частей слова в виде клеток – квадратов (один квадрат соответствует одному слогу). Для определения количества слогов я провожу следующие игры: игра «Хлопки» - хлопнуть столько раз, сколько гласных звуков (перед этим дети учат роль слогообразующего гласного)
Игра «Мячики» - присесть столько раз, сколько гласных звуков (это я использую, как физминутку).
Игра «Разложи правильно». Справа два кубика - складываем слова, состоящие из двух слогов, слева три кубика – состоящие из трех слогов.
Игра «Угадай-ка» - выделить первый слог из названия картинок. Объединить слоги в слово, например, луна, жаба – получается лужа.
Игра «Подскажи слог» - определить пропущенный слог в слове с помощью картинок (картинки арбуз, утюг, карандаш; - буз, - тюг, - ка – даш)
Игра «Составь слово» - слоги даны в беспорядке и нужно составить слово (пок, цып, лё – цыпленок)
В подготовительной группе по закреплению фонематического анализа я использую разрезную азбуку. Дети составляют слова различной звукослоговой структуры и звук разрезной азбуки (сонм, шуба, банка, карандаш). Добавляют различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово (па-пар, па-паром, па-ру-са)
Очень нравится детям преобразовывать слова, добавляя звук (рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг, изменить один звук слова (сом – сук - суп, сух - сох, сыр – сор – сын - сон) переставлять звуки (пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово).
Из слова образовываем цепочку слов, таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (дом – мак – крот – топор - ракета)
Для более сильных детей я предлагаю разгадывать ребус. Подбираю картинки: курица, осы, шуба, крот, арбуз. Они выделяют первый звук в названии картинок и составляют слово – кошка.
В третьем периоде я предлагаю детям графические темы, где точки обозначают согласный звук, а кружок – гласный. Дети должны подобрать к схеме слова.
Все обучения проходят в форме игры «Пирамида», «Цветочный магазин», «Включи телевизор», «Поезд», игры на деление слов на слоги – любимые игры детей.
Таким образом, углубленная работа над устранением фонетико – фонематического недоразвития, является предварительный этапом по профилактике дисграфии и фонематической дислексии.