Ольга Скоробогатова
Консультация для родителей «Речевые нарушения у первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество обучающихся с недостатками речевого развития, процент речевых нарушений у первоклассников нашей школы возрос до 67%. Родители (законные представители) и педагоги отмечают, что дети позже начинают говорить, мало общаются между собой, их речь бедна и примитивна. Одни родители (законные представители) относят нарушения речи к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не предполагают, что дети нуждаются в целенаправленной систематической коррекции. Другие родители (законные представители) осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) является одной из основных задач учителей, специалистов школы. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) - одно из необходимых условий эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Публикация «Консультация для родителей „Речевые нарушения у первоклассников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Темочки
Почему так плохо говорят наши дети и кто в этом виноват? Научно доказано, что мозг обладает способностью к перепрограммированию через окружающую среду. Часто именно родители (законные представители, являются способствующим фактором многих речевых проблем детей. Образом жизни и стилем воспитания они часто программируют их мозг в неправильном направлении. В семье отсутствует общение. Родителям (законным представителям) «некогда говорить» с детьми. Чаще всего общение с ребенком заменяется вручением планшета или включением мультфильма. «Подумаешь, молчит ребенок. Он на планшете играет в интеллектуальные игры», — говорят современные родители. Они уверены — с ребенком говорить не обязательно, а с молчуном даже проще — не мешает окружающим. Родители считают, что ребенок, который научился пользоваться гаджетами быстрее, чем говорить, вырастет компьютерным гением. Общение с родителями (законными представителями) подменяется современными «благами цивилизации». Дети, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами, имеют скудный словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Часто только перед школой родители (законные представители) замечают недостатки речевого развития своего «чада», когда провести полноценную коррекцию практически невозможно. Несерьезные трудности с речью оборачиваются в дальнейшем более серьезными проблемами в усвоении образовательных программ.
В современном мире огромное разнообразие всяческих приспособлений: интерактивные игрушки, мультфильмы, развивающие программы на смартфоны и даже детские планшеты! Но все ли это приносит пользу?
Когда ребенок начинает рано смотреть мультфильмы, использовать планшет или телефон - это не дает развиваться коре больших полушарий. А, как известно, именно кора отвечает за высшую нервную деятельность – речь, мышление, словесное восприятие. Дети, которые много времени проводят с гаджетами, не могут полноценно развивать свою речевую деятельность. Они не слушают речь других, а это значит, они не учатся воспринимать информацию на слух, тем самым развивать фонематический слух. Речь «с экрана» является для них малоосмысленным набором чужих звуков. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. Связная речь таких детей бедна и примитивна. Фразовая речь у ребенка 6-7 лет часто состоит из простых распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий. Происходит затормаживание психических процессов таких, как память, воображение. Не каждый дошкольник семи лет может дать ответ на простую логическую задачу: «За забором восемь ног, сколько детей спряталось за забором?»…
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, лепка, конструирование, сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (придумывать воображаемые ситуации, принимать роли взрослых). До 6 лет не рекомендуется детям смотреть мультфильмы, где герои «коверкают» речь. Просмотр мультфильмов для детей должен быть строго дозирован. При этом родители (законные представители) должны помогать детям, осмысливать происходящие на экране события, учить сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только тогда, когда дети готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не «властным хозяином» и не их главным воспитателем.
Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Включён не только слухом и артикуляцией, а всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Современные гаджеты часто становятся причиной не только задержки речевого развития, но и служат «началом» трудностей в школе при освоении чтения и письма.