Наталья Поселяющева
Конференция «Правильный подход к нравственному воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость нравственного воспитания детей центров содействия семейному устройству особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада жизни в центрах содействия семейному устройству, определять внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться воспитанники. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать воспитанникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Как воспитатель работаю над решением следующих стратегических задач:
• воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение воспитанников в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
• организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
• организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
• создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни,как залога духовно-нравственного воспитания;
Направления работы воспитателя :
Познавательная деятельность: викторина «Что? Где? Когда?», серии воспитательных часов «Замечательные люди наук», «Конкурс знатаков», «Колесо знаний», «Путешествие в мир сказок» и т. д.
Ценностно – ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра «Символы России», серии воспитательских часов по программе «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе». «Горжусь тобой моя Россия». Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в концертах и поздравлениях посвященные к 9 Мая и 23 Февраля.
Трудовая деятельность: дежурство по учреждению, по группе, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии воспитательских часов «Труд и призвание», «В мире профессий», выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и колледжей т. д.
Общественно-полезная деятельность: Участие воспитанников в «Социально-ориентированном проекте «Спешите делать добрые дела»,«Рождество»,«Пасха», помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.
Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Весенние забавы», выставки в музее им. Арсеньева, посещение, театра Молодежи.
Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, «Школа здорового образа жизни, «Веселые старты», «Вечер комических Эстафет», «Малые олимпийские игры», тематические воспитательские часы “О болезнях грязных рук”, “Секреты здорового образа жизни”, “ В здоровом теле – здоровый дух”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “ О профилактике вредных привычек”, “Моё здоровье- залог здоровья моего поколения”,конкурс стенгазет «Курить здоровью вредить»,посещение секции «Джиу-джитсу» и т. д.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:
• Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива группы, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями);
• Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
• Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих
• Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.