Дарья Коньякова
Консультация для родителей «Правила обучения ребенка чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правила обучения ребенка чтению»
Польза чтения
Последнее время всё больше родителей сталкиваются с тем, что их дети не читают или читают очень медленно. Но именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в обучении. Объём информации, с которой нужно ежедневно справляться, резко увеличивается. Тем не менее важно не только наращивать скорость чтения, но и добиваться его эффективности, работать над глубиной понимания.
Публикация «Консультация для родителей „Правила обучения ребенка чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Чтение — очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка.
Ниже будет приведен пример упражнений на формирование навыка и повышение скорости и эффективности чтения. Выполняя интересные упражнения, занимаясь всего по 15—30 минут в день, вы можете увидеть значительные результаты уже через месяц занятий! Причё м неизбежна цепная реакция: улучшения обязательно коснутся в целом интеллектуального развития. Ребёнок будет меньше уставать и больше успевать. В дальнейшем ребята уверенно справляются с заданиями по математике, английскому языку и другим предметам.
Многие упражнения можно делать по дороге в детский сад или школу, на прогулке, в любую свободную минуту. Не обязательно отводить для них специальное время.
Почему ребёнок плохо читает
Сложности начинаются уже на этапе изучения букв. Например, иногда заставляют малыша зубрить весь алфавит по порядку. Причём он запоминает именно названия букв «бэ», «вэ», «гэ», а не звуки, которые они обозначают. Такой подход признан неэффективным. Чтобы ребёнок быстрее начал читать, сначала его нужно научить слышать и произносить звуки. Обычно знакомят с гласными звуками, затем осваивают несколько самых распространённых согласных — «м», «п». И сразу переходят к соединению звуков в слоги и простые слова: «мама», «папа» и др. Также можно взять звуки, с которых начинается имя ребёнка или окружающие его предметы. Если знакомить только с буквами, то ребёнок не сможет соединить их в слоги и произнести, возникнет так называемое побуквенное чтение : «эм» + «а», «эм» + «а». Аналогичные трудности возникают и на этапе соединения слогов в слова — послоговое чтение
Основная причина — неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать и понимать звуки речи. Исправить ситуацию помогут такие упражнения, как пропевание гласных, игры со слоговыми таблицами.
Ещё одна проблема: ребёнок переставляет слоги, неправильно их читает, путает. В этом случае отрабатываем навык слияния слогов, используем слоговые таблицы, причём как с открытыми (со- гласный + гласный, так и с за- крытыми слогами (гласный + согласный).
Ребёнок может заменять буквы при чтении. Это связано с тем, что изначально буквы не были хорошо изучены, он их просто путает. Чаще всего дети путают буквы с похожим написанием или произношением: «б» и «в», «б» и «д», поэтому и прочитать могут по-разному.
Помогут упражнения, нацеленные на анализ формы буквы: на что похожа, во что можно превратить. Эффективен подбор слов, начинающихся на эту букву (звук). Можно поиграть в ассоциации, то есть нарисовать предметы, которые возникают в сознании, когда слышишь/видишь эту букву (звук). Через образы понимание и запоминание придут быстрее.
Часто проблема в том, что ребёнок и даже взрослый, не видит слова целиком и придумывает окончания. Обычно это происходит, когда длинные слова. Срабатывает смысловая догадка. В этом случае нужно расширять поле зрения. И здесь поможет работа с таблицей Шульте
14
9
2
21
13
22
7
16
5
10
4
11 •
18
3
20
6
23
8
19
15
24
1
17
12
Замечательно зарекомендовало себя задание, основанное на игре «прятки». Вы то открываете, то закрываете «шторкой» (листом бумаги, календариком и т. д.) слоги, слова, столбики слогов или слов, отрывки текста. Задача ребёнка состоит в том, чтобы увидеть слово целиком, понять и правильно его произнести. Так как времени даётся очень мало (1–2 секунды, то мы начинаем сначала с коротких слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, и только потом постепенно увеличиваем количество букв в словах.
Иногда ребёнок читает так, как пишется, то есть использует орфографическое чтение. Это связано с тем, что ребёнка не научили правильно произносить звуки и узнавать буквы, слова. Чаще играйте со словами. Например, показывайте карточку с картинкой и подписью, как рекомендуется в методике
Глена Домана: зимний пейзаж и слово «мороз». У ребёнка должно сложиться чёткое представление, образ слова.
Если ребёнок не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам, поработайте со скороговорками. Они помогут научить максимально быстро и чисто проговаривать слова.
Мешает ребёнку читать быстрее и такая особенность, вызванная ошибками обучения, как двойное чтение. В этом случае малышу, чтобы понять слово, нужно дважды его прочитать, причём это может быть чтение про себя и вслух или шёпотом и в голос. Причина тут кроется, прежде всего, в боязни ошибиться, в неуверенности в себе. Здесь нужна психологическая помощь. Можно также постараться убрать эту привычку: предложите ребёнку читать с зажатым в зубах предметом, например колпачком от ручки или палочкой от чупа-чупса. Это помешает проговаривать слова при чтении.
Нередко ребёнок теряет строчки или пропускает слова. Основная проблема в этом случае — невнимательность. В этом возрасте ещё недостаточно развито произвольное внимание, концентрация возможна лишь на 5–10 минут. Поэтому во время занятий важно как можно чаще менять виды деятельности. Снежок за окном, лай собаки, музыка — внешние раздражители легко отвлекают малыша. Здесь помимо собственно тренировки внимания очень хорошо помогают упражнения с быстрой фиксацией слогов и слов, то есть так называемый приём «шторка». Лист бумаги закрывает слова, не даёт вернуться к прочитанному и помогает удерживать внимание на конкретном фрагменте текста.
Достаточно сложная проблема — регрессия, или возвратное чтение. По статистике, большинство людей теряют на регрессию до 60% времени. От такой вредной привычки страда- ют как дети, так и взрослые. Она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного. Избавление от регрессии позволяет повысить скорость чтения как минимум в два раза. Важно тренировать внимание, в том числе с помощью приёма «шторка», а также усиленно работать над смысловой составляющей текста.
Серьёзные сложности при формировании навыка чтения создаёт и низкий уровень восприятия.
Здесь есть несколько причин. Одна из них — это маленький словарный запас. Очень полезно вести небольшой словарик, обсуждать значение новых слов, вставлять их в разные контексты. Кроме того, низкий уровень восприятия часто зависит от недостаточно хорошо развитой памяти и внимания.
Для овладения осознанным, быстрым чтением важно иметь представление о простейшем звукобуквенном анализе. Если ребёнка заставляли зубрить только буквы, не объясняли, что есть разные звуки, он не сможет проводить анализ и синтез словесного ряда, а именно в этом и заключается навык чтения. С последующей его автоматизацией мы уже не осознаём все этапы, но при формировании навыка этот этап пропускать нельзя. на восстановление слов, когда буквы перемешаны, перевёрнуты или стоят в обратном порядке.
Часто ситуация, что ребёнок не умеет читать про себя. И это относится не только к дошкольникам и младшим школьникам, но и к учащимся старших классов. Дело в том, что ребёнка с первого класса, а то и до школы, постоянно заставляли читать вслух. Обычно считают, что это помогает лучше понять текст. Это совершенно неправильно! За понимание отвечает совсем другая зона мозга, и когда мы читаем про себя, качество чтения, уровень понимания намного выше. Кроме того, читая вслух, ребёнок много сил тратит на правильное произношение, на выразительность в ущерб пониманию. Это всего лишь первый этап формирования навыка чтения. Совет: учите ребёнка читать про себя как можно раньше.
Мешают увеличить скорость чтения трудности в пространственном ориентировании. Если ребёнок не фиксирует текст как единое целое, не ориентируется в строчках, не может быстро определить, где он или его товарищ остановились, бессмысленно продолжать отработку скорочтения. На самом деле нужно не совершенствовать собственно навык чтения, а просто потренироваться в определении направления верх—низ, право—лево, а также развивать внимание. Самым популярным и действенным средством признана таблица Шульте, а также очень хорошо помогает игра «Муха»
ЧТО ДЕЛАТЬ? Упражнение можно выполнять, используя таблицу (луг, приведённую в этой книге, или нарисовав
её мелками на асфальте. Объясняем ребёнку, что муха маленькая, поэтому превратилась в точку. Рисуем точку в одной из клеток. Затем ребёнок закрывает глаза, представляет таблицу и мысленно следит за полётом мухи (А–3, В–2, Б–1 и т. д.). Дети могут играть самостоятельно.
ЦЕЛЬ Упражнение помогает развивать внимание и пространственную ориентацию.
А Б В
1
2
3
Важный механизм, позволяющий максимально ускорить чтение без ущерба пониманию, — антиципация слов или предложений. Это умение выстроить смысловую догадку, то есть понять слово, предложение или даже текст, не дочитав до конца. Для развития этого важного навыка разработаны специальные упражнения.
Возможно, вы замечали, что ребёнок судорожно набира ет воздух перед чтением вслух, затем начинает тараторить, воздух быстро заканчивается.
Непоставленное речевое дыхание — серьёзное препятствие для быстрого и выразительного чтения вслух. Как известно, наш мозг составляет всего 2% от веса человека, но потребляет более 20% кислорода, и именно кислород даёт основную энергию для его работы. Если дыхание не поставлено, то мозг испытывает кислородное голодание. В результате человек быстро устаёт, сознание становится нечётким, и информация не усваивается. Кроме того, правильное дыхание позволяет расслабиться, и чтение уже не кажется трудной работой. Вдыхать нужно через нос, выдыхать медленно через рот, то есть применяем брюшное или диафрагмальное дыхание. При этом не следует сутулиться.
Не менее важна правильная осанка. Просто выпрямив спину и подняв голову, можно значительно увеличить скорость чтения. Зажатость и перекошенность не только мешают правильно дышать, но и нарушают кровообращение, приводят к физическому и умственному напряжению. А любое напряжение блокирует нашу память. Мы читаем и не понимаем, не запоминаем. Учёные доказали, что если читать полулёжа, при наклоне туловища 120–135 градусов, уровень понимания вы- растает на 30%. Расслабленная, незажатая поза помогает получить от чтения максимум удовольствия. Ребёнок понимает, что это радость, а не тяжёлая работа.
Угол наклона книги. Не случайно придуманы подставки для книг. Если книга лежит на столе, то ребёнок не видит текст целиком, ему приходится наклоняться над книгой, чтобы расширить поле зрения. В результате — напряжение, неправильное дыхание, усталость, снижение внимания и чёткости восприятия.
Нужно уметь расслаблять не только спину и плечи, но и глаза. Без моргания повысить скорость чтения невозможно. На занятиях обязательно делать гимнастику для глаз.
Особое внимание на проблему расширения поля зрения. Именно в этом основной залог успеха. Добиться хороших результатов позволяет работа с таблицей Шульте. Начинаем с простейшего варианта этой таблицы. Занятия с ней могут растянуться на месяц. Не спешите усложнять! Главное — соблюдать ряд правил.
1. Ни в коем случае не показываем пальцем цифры, которые находятся в таблице. Ищем их только глазами.
2. Нужно сесть поудобнее, расслабиться, смотреть в центр на точку и, используя боковое зрение, чаще моргая, находить цифры от 1 до 24.
3. Таблица Шульте должна быть большой, широкой. В книге приведён оптимальный размер. Не используйте экраны смартфонов и планшетов.
4. Важно проверить ребёнка. Для этого можно просто предложить, чтобы он закрыл глаза. Вы называете любую цифру, он открывает глаза и находит эту цифру, а потом уже показывает её пальчиком.
5. Норма работы с таблицей Шульте (с простой таблицей) для ребёнка в среднем с 30 секунд. Задача состоит в том, чтобы научить ребёнка быстро находить все цифры в таблице за короткое время. Поэтому постепенно уменьшайте время до 8—10 секунд.