Венера Черникова
Практические занятия по ОБЖ, как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В детском саду № 439 я работаю 26лет, из которых седьмой год – руководителем ОБЖ. Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме, которая обозначена на слайде «Практические занятия по ОБЖ, как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника».
Публикация «Практические занятия по ОБЖ, как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника» размещена в разделах
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Родители наших воспитанников заняты поисками источников средств существования и решением многочисленных «взрослых проблем», все меньше времени уделяют своим детям. Семьи будущих первоклассников сталкиваются со многими проблемами. В дошкольном детстве ребенок находится в комфортной среде под опекой родителей и воспитателей. Отправляясь в первый класс, дети оказываются одни в неожиданных ситуациях на улице и дома. Перед детьми встает необходимость самим обслужить себя (разогреть обед, приготовить бутерброд, закрыть за собой дверь, добраться до школы, позвонить по телефону и элементарно включить компьютер). Детей интересует взрослая жизнь. Они стараются во всем подрожать нам взрослым, а неумелое взаимодействие со знакомыми предметами порой приводит к нежелательным результатам. Оставаясь без руководства взрослого, ребенок непредсказуем. Как же облегчить переход от дошкольного детства к школьному? Как обеспечить безопасность нашим детям?
Проанализировав, сложившуюся ситуацию мы пришли к выводу, что
необходимо не запрещать, а научить ребенка правильно, пользоваться знакомыми электроприборами и предметами домашнего обихода.
Поэтому одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является обучение дошкольников основам безопасной жизнедеятельности. Для этого я разработала программу «Берегись бед, пока их нет», она входит в частью ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Программа реализуется в средних, старших и подготовительных к школе группах.
Цель и задачи Программы вы видите на слайде. Цель: создание условий, способствующих формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с последующим применением знаний на практике.
1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
3. Обогащение представлений детей знаниями об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для начала нами было проведено анкетирование родителей дошкольников и младших школьников. По результатам анкетирования, нами были определены приоритетные направления:
Ребёнок и улица
Ребёнок дома
Ребёнок и природа
Здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие.
По данным направлениям разработано содержание Программы, которое включает в себя теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся один раз в неделю фронтально с детьми средних, старших и подготовительных групп с использованием стихов, загадок, ребусов, тренингов. В ходе занятий дети знакомятся с разнообразными электроприборами, упражняются в усвоении алгоритмов обследования и включения электроприборов, а затем отрабатывают алгоритмы на модулях и макетах.
По направлению «Ребенок дома» рассматриваются такие темы: «Огонь друг или враг?», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!», «Электроприборы в быту». В ходе занятий я стараюсь научить дошкольников тому, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, отработать до автоматизма применение номеров служб спасения 010, 020, 030,040.
В подготовительной группе Программой предусмотрено два занятия : теоретическое и практическое. В ходе практических занятий дети закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях. На практические занятия ребята приходят в специально организованное пространство мини-кухню, где их встречает гостеприимный хозяин «Блинчик». Кабинет оборудован мебелью под рост ребенка, электророзетки расположены на уровне роста детей, есть кухонная утварь и реальные электроприборы, предметы домашнего обихода. Для детей такие занятия – это увлекательная деятельность, а для нас, взрослых, возможность сформировать навыки индивидуальной безопасности.
В начале учебного года с родителями воспитанников заключаются договора и их согласие на работу детей с электробытовыми приборами. После отработки алгоритма включения электроприбора на модулях и муляжах индивидуально с каждым ребёнком, дети приступают к работе с реальными электроприборами. Например: «Завариваем чай» (работа с электрочайником и кипятком); «Убираем комнату» (использование пылесоса); «Приготовим салат» (работа с ножом); «Разогреем обед» (правила пользования микроволновой печью) и т. д. В результате систематического проведения таких занятий в течение учебного года дети получают умения правильно пользоваться электроприборами, иглой, ножом и обращаться с горячими предметами. Практическое занятие проводится 1 раз в неделю, с подгруппой детей по 10 человек и имеют следующую структуру:
Организационный момент направлен на создание проблемно-игровой ситуации.
Повторение техники безопасности.
Практическая часть ( например: нарезка фруктов для салата)
Заключительная часть (дегустация приготовленного блюда, уборка кабинета)
В рамках работы по направлению «Ребёнок и улица» также проводятся практические занятия, чтобы дети имели возможность закрепить знания, полученные на теоретических занятиях. В кабинете ОБЖ находятся: макет улицы, настенная магнитная доска, макет перекрестка, где дети могут закреплять знания о дорожных знаках, о перекрестке как части дороги, о разных видах наземного транспорта. Кроме того, на территории детского сада создано развивающее пространство – летняя площадка «Страна Светофория» с большим комплектом переносного мобильного оборудования. На летней площадке дети отрабатывают навыки практического перехода улиц, умения реагировать на сигналы, видеть и оценивать ситуацию. Игры на территории площадки очень увлекают детей. Участниками действия являются они сами, каждый ребенок может побыть в роли пешехода, регулировщика, водителя, инспектора ГАИ.
Для закрепления у дошкольников знаний ПДД мы проводим конкурсы плакатов на тему «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения». Плакаты победителей конкурса размещаем на стендах внутри детского сада.
В рамках реализации Программы «Берегись бед, пока их нет» происходят традиционные события, праздники и мероприятия….
Представители ГИБДД посещают ДОУ для проверки знаний детей по ПДД. Для расширения кругозора детей, совершаются экскурсии в Автогородок.
Для закрепления правил противопожарной безопасности в кабинете создан центр по противопожарной безопасности, где размещен весь необходимый инвентарь: атрибуты для сюжетно-ролевых игр (костюмы пожарных, шланги, краны, муляж огнетушителя.
Кабинет оборудован мультимедийным оборудованием и большим экраном. Мною подобраны видео и аудиоматериалы по актуальным направлениям ОБЖ, что позволяет мне осуществлять образовательный процесс на основе применения информационно-коммуникативных технологий.
По направлению «ребенок и природа» работа направлена на воспитание у детей экологически правильного поведения, совместное участие в природоохранных мероприятиях: весенняя и осеняя ярмарка, ежегодно организация турслёта «Костер дружбы», высадка деревьев и озеленение территории детского сада.
В рамках работы по направлению «Здоровье ребенка и эмоциональное благополучие» особая роль отводится формированию у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни и эмоционального благополучия. В практической деятельности закрепляем умения и навыки соблюдения правил гигиены, значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом, соблюдение режима дня, правильного питания.
Для достижения положительных результатов в формировании основ безопасности жизнедеятельности необходима тесная взаимосвязь с родителями, которая выражается в консультациях, выставках совместных работ детей и родителей, выступлении родителей, работающих в ГИБДД, пожарной части, МЧС, в медицинских учреждениях с целью знакомства с профессией. Родители, работающие в пожарной части № 3 организуют для дошкольников экскурсии в пожарную часть.
По результатам анкетирования родителей, мы видим, что наши дети приобрели практические умения и навыки обращения с электроприборами и предметами домашнего обихода; навыки безопасного поведения на улице, в природе; могут самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях; у детей появилась потребность заботы о своем здоровье.
Надеемся, что наш опыт будет для вас полезен.