Папки-передвижки

  Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по формированию мотивационной готовности детей к обучен

Бубнова Елена
  Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по формированию мотивационной готовности детей к обучен
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:«Игра как средство познавательной и воспитательной деятельности детей с ОВЗ»

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте

игра является ведущей деятельностью, необходимым условием

всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и

обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для

формирования, развития и совершенствования психических процессов

ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения,

Публикация «  Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по формированию мотивационной готовности детей к обучен» размещена в разделах

наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально

обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-

воспитательные и образовательные задачи:

развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

развитие эмоционально- волевой сферы;

обогащение представлений об окружающем мире;

формирование коммуникативных навыков;

формирование культурного поведения;

развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в

макромире, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач во внеурочное время

использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной

деятельности ребенка с нарушением интеллекта. Дидактические игры

развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают

эффективность обучения.

2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей

воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их

деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный

опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а

также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых

игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе

которого – содержание сказки, рассказа.

составитель: Горбунова Т. В.

4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных

нарушений, т. к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат

средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных

предметов. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная

ориентация, а также мелкая моторика.

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых

насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие

мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный

потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры

воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство

человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы

межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы,

товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт,

взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и

непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,

проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой

творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка,

сферой неповторимой человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх

копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи

воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого

материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны

обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции

того, что в нем заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные

особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в

характере своих воспитанников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности

обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться

с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,

проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению

эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности,

питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт

благоприятную почву для установления эмоционального контакта между

взрослым и ребёнком.

6 – Социализационная функция – позволяет включиться в систему

социальных отношений, усвоить социальные нормысоставитель:

7 - Самопознавательная функция– помогает в изучении собственных

физических, психических особенностей, осмысление себя. Этот процесс

начинается ещё в младенчестве, но продолжается всю жизнь.

8 – Релаксационная функция заключается в восстановлении

физических и духовных сил ребёнка.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её

включали в учебный и во внеучебный процесс.

Особенно актуальна она в школах для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, так как данная школа осуществляет обучение и

воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности

не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя детей с нарушениями

развития, можно отметить их инертность, рассеянность, отсутствие интереса

к мыслительной деятельности.

Для успешного воспитания этих детей необходимо пробудить их

интерес к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного

вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры

(познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.).

Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит

познавательный характер.

Имея опыт работы в организации различных игр, хочу поделиться

методикой проведения внеклассных мероприятий с их использованием.

Начиная игру, необходимо постараться сконцентрировать внимание

собравшихся с помощью интересных приё мов:

представление гостей, церемониала знакомства;

звуковых, световых, технических эффектов;

музыкальной увертюры, общей песни и т. д.

Организуя основную часть мероприятия пытаюсь объединить слово,

образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и

о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т. е. основной

части, может быть собрана в один блок.

Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и

аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и

т. д.

Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь

уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие

решения, ритуал, общая песня и т. п. В конце игры обязательно подведение

итогов и анализ игры. Конец игры должен быть результативным – победа,

поражение или ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным,

содержательным.

Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать

следующим требованиям:

1) Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2) Иметь познавательное значение.

3) Активизировать общественную деятельность учащихся.

4) Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

5) Создавать условия для детского творчества.

При проведении игры необходимо помнить, что игра должна

исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью

детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это

подвижные игры, выполнить которые нелегко.

Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и

атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы,

используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и

гигиеничны.

Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство

играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила,

усвоить идею каждой игровой роли.

Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её

выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и

кругозора.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных

очков, баллов или оценкой.

Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие

средства воздействия на ребят с отклонениями развития.

Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях

(болельщиках).

Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить –

педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной

области знаний.

Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости,

пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее ярко и

интересно пройдет игра.

Всегда помнить, что игры детей есть самая свободная, естественная

форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается

окружающий мир.

Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности

имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает

занимать первостепенное место с первого класса.

Используемые источники:

1. А. П. Усова под ред. А. В. Запорожца «Роль игры в воспитании детей».

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М. :

Просвещение, 2001.

Публикации по теме:

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Квест для детей подготовительных к школе групп «Путешествие по улицам Санкт-Петербурга»Квест для детей подготовительных к школе групп «Путешествие по улицам Санкт-Петербурга» Цель: Способствовать эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей в образовательной деятельности ДОО. Задачи: Образовательные:.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Сценарий осеннего праздника «Жар-птица Осень» для детей подготовительных к школе групп Сценарий осеннего праздника «Жар – птица Осень»Цель: создание праздничного настроения. Задачи:создать условия для развития творческой.

Спортивно-музыкальный праздник «Школа космонавтов» для детей старших и подготовительных к школе группСпортивно-музыкальный праздник «Школа космонавтов» для детей старших и подготовительных к школе групп МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» Сергиево-Посадский р-н пос. Реммаш «Школа космонавтов» Спортивно – музыкальный праздник.

Спортивное развлечение «Ой да Масленица!» для детей старшей и подготовительных к школе группСпортивное развлечение «Ой да Масленица!» для детей старшей и подготовительных к школе групп Спортивное развлечение «Ой, да Масленица!»(для детей старшей и подготовительных к школе групп) Цель:Приобщение детей дошкольного возраста.

Туристический поход «День рождения Бабы-Яги» для детей подготовительных к школе групп Цель: Развитие желания участвовать в совместных походах. Задачи: - Совершенствовать двигательные навыки детей, направленные на укрепление.

Забавные шумелки для детей старших и подготовительных к школе группЗабавные шумелки для детей старших и подготовительных к школе групп Забавные шумелки. Эксперименты с извлечением звуков из окружающих нас предметов нас настолько увлекли, что стали рождаться всё новые и новые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
  Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по формированию мотивационной готовности детей к обучен
Опубликовано: 6 июня 2022 в 09:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «  Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по формированию мотивационной готовности детей к обучен» (включая файлы) размещена пользователем Бубнова Елена (УИ 1689772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД