Бубякина Любовь
Познавательно-творческий проект «Пальчиковый театр» во второй младшей группе
«Познавательно – творческий проект "Пальчиковый театр" во второй младшей группе»
Тип проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Возраст детей: дети второй младшей группы
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Проблема
Публикация «Познавательно-творческий проект „Пальчиковый театр“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Пальчиковый театр
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, всё больше предоставляя его телевизору и компьютеру. К тому же многие родители стараются облегчить проживание себе и своему ребенку – приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики.
Актуальность
Актуальность обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детской деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т. д., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, тем больше мастерства в детской руке. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, развитие связной речи. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими».
Одним из самых эффективных способов развития ребёнка в младшем возрасте является театрализованные игры. Это всегда близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Для детей в возрасте 3-4 лет, пальчиковый театр – это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Но, самое главное – стимулирует развитие мышления ребёнка, вырабатывает ловкость, умения управлять своими движениями.
Театрализованная деятельность в детском саду - это самый лучший способ, чтобы помочь детям раскрыть себя. Эта деятельность для детей словно развлечение, так как положительные эмоции помогают ребёнку раскрепоститься, и, как бы «включают» фантазию для дальнейшего перевоплощения. Одна из самых главных задач - это развитие речи и эта задача решается с помощью произносимых слов, словосочетаний, стихотворных строчек. С каждым разом, обыгрывая сказку или ситуацию слова произносятся чётче и с выражением. Чем чаще проводится театрализованная деятельность, тем быстрее ребёнок начинает различать монологическую речь от диалогической. Именно игра в театр помогает раскрыть личность, особенность и индивидуальность ребёнка. В театрализованной деятельности очень легко сформировать новые и необходимые навыки, обучить и рассказать, так как ребёнок занять очень интересным делом и игра вызывает хорошее эмоциональное состояние.
Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Это играет очень большую и важную роль для общего развития ребёнка.
Продолжительность проекта : краткосрочный (01.02.2021 - 01.03.2021)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Цель: развитие мелкой моторики детей и знакомство их со сказкой «Теремок» посредством пальчикового театра.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать представление о пальчиковом театре "Теремок", расширить кругозор детей.
2. Активизировать словарь детей.
3. Формировать представление о различных видах театра.
Развивающие:
1. Развивать речь детей, координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук.
2. Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес, развивать мелкую моторику руки.
3. Способствовать развитию устной речи, путём движения пальцев рук.
4. Способствовать развитию воображения, мышления с помощью игр и пальчикового театра.
5. Сформировать у детей умение передавать характер персонажей с помощью своей мимики, эмоций, жестов.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательность.
2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и бережного отношению к окружающему миру через сказки.
Предполагаемый результат:
Дети:
• у детей более развита моторика пальцев рук, мимика, внимание, память, воображение, речь.
• проявляют интерес к пальчиковому театру;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковые игры в повседневной жизни;
• отзывы родителей и педагогов;
Родители:
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОО по использованию пальчикового театра в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома.
Процесс реализации нашего проекта условно поделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе старались взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.
Ход реализации проекта
Первый этап – подготовительный
(01.02-05.02)
1. Провести беседы с детьми, прочитать сказку "Теремок".
2. Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, оформление комплекса речевых, пальчиковых игр, этюдов. (Приложение 1).
3. Подготовка оборудования для реализации данного проекта
4. Анкетирование родителей «Эффективно ли планомерное использования театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет» (Приложение 8)
5. Оформление памятки для родителей «Организация театрализованной деятельности в семье» (Приложение 10).
Второй этап – основной
(08.02-19.02)
Взаимодействие с детьми
1. Беседы с детьми: "Что такое театр?", «Мои любимые сказочные герои», «Любимые мультфильмы» (Приложение 7).
2. НОД «Теремок», «Играем в театр», «Стоит в поле теремок» (Приложение 4).
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.
4. Пальчиковые, речевые, подвижные игры.
5. Чтение русских – народных сказок: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди» обр. А. Толстого, обр. А. Афанасьева; «Снегурочка и лиса» обр. М Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Рукавичка»; «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой.
6. Игры – имитации: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка»
7. Показ театра воспитателем «Колобок», «Теремок».
8. Рассматривание иллюстраций к сказкам. («Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка»).
9. Дидактические игры «Угадай настроение», «Назови друга ласково», «Петушок и его семья», «Угадай, из какой я сказки?», «Расскажем сказку вместе», «Собери сказку», «Играем, мелкую моторику развиваем», «Игры с крупой».
10. Мимические этюды «Медвежата», «Один дома», «Кот Васька», «Лисичка подслушивает» и др. (Приложение 2)
11. Драматизация сказки «Теремок».
Взаимодействие с родителями
1. Оформление папок – передвижек "Развитие мелкой моторики", "Чем полезна театрализованная деятельность?".
2. Организация консультаций для родителей «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра» (Приложение 9).
3. Помощь родителей (совместная деятельность с детьми) в изготовлении атрибутики для пальчикового театра.
4. Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.
Третий этап – заключительный
(22.02-26.02)
Показ детьми сказки «Теремок» для детей детского сада и родителей.
В ходе проекта нами был подобран комплекс упражнений, пальчиковых игр и этюдов для детей 3-4 лет.
Форма проведения пальчиковых игр – индивидуальная: ребенок – воспитатель.
Частота проведения занятий (комплексов пальчиковых игр) - 2 раза в день (утром, после прогулки и вечером – перед прогулкой, в неделю – 10 занятий, в месяц – 36.