Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «Законы, по которым мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создать условия для приобретения опыта:
- выражения детьми своего мнения, самостоятельного;
- взаимодействия со сверстниками в подгруппах.
2. Создать условия для:
- знакомства с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России, записанными в ней;
- развития словарного запаса детей;
- познавательно-исследовательской деятельности, умения делать выводы самостоятельно.
3. Создать условия для воспитания уважения к друг к другу и ко всем членам общества.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Законы, по которым мы живем“» размещена в разделах
Оборудование: Конституция РФ. Сборник «Правила нашей группы». Телеграмма от Незнайки. Таблички «семья», «группа», «общество». «Трон» - стул, покрытый покрывалом. Листы бумаги, изо - принадлежности.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Вносят телеграмму от Незнайки.
- Ребята, к нам принесли почту. Давайте посмотрим что это? Дети читают слово «Телеграмма».
- Вам интересно, от кого она могла прийти? (предположения детей).
- Как можно узнать? (прочитать). Дети читают текст телеграммы.
- «Ребята, что такое - закон? Какие законы вы знаете?»
(портрет Незнайки)
II. Основная часть
1. Беседа
- Сможем мы ответить Незнайке? Тогда давайте сначала разберёмся, что такое закон и нужны ли вообще законы? Дети высказывают предположения о значении слова «закон».
- Какими словами можно заменить это слово? (правила, права, обязанности).
- Нужно ли соблюдать законы в обществе, в нашем государстве?
- Наше государство можно разбить на маленькие ячейки общества. Может быть вы догадаетесь, какие это ячейки? (семья, группа детского сада, общество). (Можно детям помочь: в этих ячейках есть и взрослые, и дети).
- Сейчас мы вместе попытаемся определить те законы, которые существуют в каждой этой группе. У нас получилось 3 группы, как нам быстрее поработать над законами для этих групп?
2. Работа в подгруппах
Дети предлагают разделиться на 3 группы и выбирают место для работы (подходят к столам – читают названия своих групп - «семья», «группа», «общество»).
В подгруппах дети вспоминают те правила, которые присущи членам каждой ячейки. Обсуждение идей.
3. Выступление подгрупп
Дети предлагают свои выводы.
4. Определение слова «закон»
- Ребята, посмотрите, оказывается у слова «закон» есть много значений – это правила поведения в обществе, в семье, в группе сверстников. И все их должны выполнять. Это наши права и обязанности. Кто следит за соблюдением этих правил?
5. Решение проблемных ситуаций
- Как вы думаете, в государстве есть такие права и обязанности? Нужно ли их соблюдать?
Обсуждение ситуации:
- Представьте себе, что в обществе нет никаких законов и каждый делает что хочет. Сможет ли такое общество существовать? Почему нет?
- Кто следит за соблюдением закона в государстве? (полиция, общественность, суд)
- Как называют нарушителей закона? (преступники)
Преступник – переступник - переступил закон (словарная работа). Таких людей наказывают.
6. Знакомство с Конституцией Российской Федерации
- Как вы думаете, эти законы где-нибудь записаны? (предположения детей).
- Во многих странах этот закон называют Конституцией. Слово Конституция в переводе с латинского языка означает устройство. В нашей стране - это Конституция РФ. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нём власть. Это документ, в котором определены все права и обязанности граждан России, как взрослых, так и детей.
Рассматривание Конституции
В Конституции 9 глав. В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства, во второй о правах и свободах человека и гражданина, о его обязанностях. Некоторые права схожи с вашими правами. Давайте вспомним эти права. (Дети вспоминают права детей, записанные в Конвенции ООН).
- А есть ли у вас обязанности? Какие?
- Могут ли ваши права быть равны правам взрослых?
- Что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдение своих прав?
- В каждой семье могут быть свои права и обязанности, в каждой группе детского сада тоже разные права и правила. А в государстве они тоже разные? (Выводы детей).
- Права и обязанности граждан единые для всех, и их должны соблюдать все граждане.
7. Игра «Трон»
- Представьте себе, что вас выбрали на главный пост страны. Какой бы закон вы издали? Дети обсуждают в подгруппах. Подвести детей к таким темам:
1) Защита Отечества - общее дело всех граждан страны.
2) Сохранение природы и окружающей среды.
3) Уважение друг друга, соблюдение Конституции и законов.
Далее дети выдвигают по одному кандидату, и он оглашает указ, сидя на троне.
8. Составление ответа Незнайке
- Теперь сможем ли мы ответить Незнайке на его вопросы? Как? (Написать, нарисовать, послать Конституцию и т. д.) Дети переходят к столам и изготавливают памятки о правах и обязанностях граждан страны.
III. Заключительная часть
- Кому мы сегодня помогали?
- С каким документом познакомились?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Что такое закон?