Виктория Сахарова
Познавательно-исследовательская деятельность по ознакомлению со свойствами воды
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
закрепить знания детей о воде и ее свойствах
Задачи:
Дать детям знания о том, что вода- необходимое условие жизни животных и растений. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воды: не имеет формы, цвета, запаха,способна смачивать и очищать предметы, может испаряться; животворное свойство воды. Продолжать воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
Развивающая среда:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность по ознакомлению со свойствами воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Прозрачные сосуды разной формы и величины, разноцветные кристаллы пищевых красителей, марганцовки, салфетка тканевая, кипятильник, раствор валерианового корня, фасоль, соломинки для размешивания, сахар, соль, марля, бумажная капелька.
Предварительная работа:
-замачивание фасоли в воде
--наблюдения на прогулке
- беседа о воде
Ход занятия.
Дети сидят по парам за столами. У каждого по два пластмассовых стаканчика и соломинка для размешивания.
-Ребята, к нам сегодня придет гостья, вы узнаете, кто это, отгадав загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
-правильно, наша гостья капелька, она пришла помочь нам узнать больше о ее братьях и сестрах, т. е. о воде с помощью опытов.
-как вы думаете, вода имеет форму?
-А как мы можем это проверить?
-Давайте нальем воду в стаканы разной формы. Видите, вода принимает форму того сосуда, в который он6а налита, значит, вода формы не имеет.
-какого вкуса вода? Давайте попробуем простую кипяченую воду на вкус. (затем воспитатель кладет в один стакан кусочек сахара, а в другой соль, дети пробуют)
-Что я туда добавила?
-как вы это определили?
-Сахар растворился в воде, его не видно, но не все вещества в воде растворяются. Давайте опустим в воду песок и размешаем. Что мы видим?
-Итак, какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
-А какой запах имеет вода (дети нюхают раствор воды и сахара, воды и соли; затем воспитатель просит детей закрыть глаза и капает в воду раствор валерианы)
-А теперь в каком стакане вода пахнет?
-Какой вывод мы сделаем?
-Сейчас проведем еще один опыт. Как мы знаем, вода не имеет цвета, но мы можем ее окрасить. Для этого возьмем кристаллик красителя и опустим его в стакан с водой, смотрите, какого цвета сейчас стала вода?
-Ребята, помните, мы с вами недавно замочили фасоль в воде, а теперь давайте посмотрим, что стало с семенами (дети рассматривают семена, они дали ростки)
-Что случилось с семенами?
-действительно, для жизни живых организмов необходима вода и мы с вами сейчас в этом убедились. Давайте для примера возьмем наши цветы в группе – для их роста и жизни что необходимо?
-Конечно, если мы не будем поливать цветы, они засохнут.
-Мы с вами занем еще одно свойство воды. Послушайте стихотворение и назовите мне его:
Она без вкуса, запаха и цвета.
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
(воспитатель смачивает салфетку водой)
-Вода проникает в волокна ткани и смачивает ее, точно так же вода проникает в растения и питает их.
- ребята, а откуда мы берем воду?
- А как она попадает в кран и откуда?
-Вода из речки или водохранилища попадает в водосборник, где проходит очистку несколько раз, а потом по трубам попадает в наши краны. Сейчас мы тоже попробуем очистить воду. Для этого нужно взять марлю или вату, сложить их несколько раз и перелить через них грязную воду в другой стакан. Но чтобы вода стала совсем чистой, это нужно сделать несколько раз, а потом воду обеззараживают, добавляя в нее хлор.
-Сейчас давайте вспомним, куда пропадает вода зимой в мороз, во что она превращается?
-А летом, когда очень жарко, что с ней происходит?
-Т. е. вода может находиться в трех состояниях – жидкость, пар, лед. Сейчас мы на опыте убедимся в этом.
Нальем воду в форму и положим в морозилку под воздействие низкой температуры. А пока вода там, проведем еще один опыт- будем воздействовать на воду высокой температурой, т. е. вскипятим ее и накроем стакан крышкой. Смотрите, от воды пошел пар и в виде капелек осел на крышку – это и есть третье состояние воды
-Теперь посмотрим на воду в морозилке, она превратилась в лед.
-Ребята, мне кажется нам капелька хочет что-то сказать:
Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана кА, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…
-действительно, на нашей планете с каждым годом становится все меньше пресной воды, которая пригодна для использования нами, нам нужно беречь воду, т. к. он6а источник жизни на земле. Что же мы с вами можем сделать для этого (плотно закрывать кран, устранять протечки в трубах, не засорять водоемы, экономно расходовать воду)
Рефлексия.
-Ребята, мы сегодня познакомились с основными свойствами воды и ее возможными состояниями. Давайте назовем свойства воды, которые мы знаем, вспомните состояния воды. Вам понравилось экспериментировать?