Екатерина Бортникова
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития старшего дошкольника»
▼ Скачать +Заказ
проект
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника»
Автор проекта : Бортникова Екатерина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»
Творческое название: «Очень интересно, все то, что неизвестно»
Эпиграф: «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.» Эйнштейн
Участники: Дети группы компенсирующей направленности 6 – 7 лет «Гармония»
Публикация «Проект „Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития старшего дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Паспорт проекта :
Тип проекта – информационно – исследовательский, практический
По предметно – содержательной области – развитие познавательной активности старшего дошкольника посредством исследовательской деятельности
По характеру координации проекта – в рамках НОД «Познание», «Коммуникация», ОО «Социализация», деятельность кружка «Юный исследователь», самостоятельной и совместной деятельности.
По характеру контакта – открытый
По характеру участия – ребенок – воспитатель – родители
По количеству участников – групповой
Условие реализации – интерес детей
Сроки реализации – долгосрочный
Актуальность
- Потребность общества в личности нового типа – инициативной, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических, культурных условий нашей жизни и стремительными изменениями современного мира.
- Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.
- Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к исследованию.
- Исследовательский проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Цель:
Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления
Гипотеза:
Если удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы
Основополагающий вопрос:
Является ли элементарная исследовательская деятельность дошкольника действенным методом познавательного развития?
Дидактические задачи:
- Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, восприятия и умственных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)
- Формирование способности к поисковой деятельности : определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, любознательности в ходе практической деятельности.
- Совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.
Методические задачи:
- Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Сформировать умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.
- Способствовать познавательно – творческому развитию, социализации детей, активному участию в экспериментировании
- Создать условия для деятельности кружка «Юный исследователь» и атмосферу успеха, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Аннотация:
- Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.
- Познавательно – исследовательская деятельность в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
- Исследовательская деятельность организуется так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы и имеет разнообразные формы организации: учебно – игровую, коммуникативно – диалоговую, экспериментально – исследовательскую.
- Исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, на умение доводить начатое дело до победного конца.
Проблемные вопросы:
- Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников?
- Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для познавательного развития исследовательской деятельности в условиях семьи?
- Какие условия создать для социально – личностного развития дошкольника?
Темы самостоятельных исследований:
- Развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы;
- Детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей;
- Целевые прогулки как наглядный метод развития познавательных интересов дошкольника.
Методологическая основа:
- Концепция познавательного развития Л. А. Венгера
- Научные труды исследователей (Н. И. Поддъякова, С. Л. Новоселовой, О. В. Дыбиной и др.)
Программное обеспечение:
- Федеральные государственные требования
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация» - «Познание» - «Коммуникация» - «Художественное творчество»
Механизм реализации проекта :
Ребенок – воспитатель – учитель-логопед – родитель
Принципы реализации:
- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов)
- принцип развивающего обучения (получение знаний повышенного уровня, опережающие развитие детей)
- принцип свободы выбора (выбор материала и самостоятельная работа)
- принцип личностно – ориентирования (индивидуализированный подход к каждому ребенку)
- принцип интеграции
- принцип креативности (приобретение собственного опыта)
- принцип деятельности (включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции)
Этапы реализации проекта :
1 этап (подготовительный) – сентябрь
2 этап (основной) – октябрь – апрель
3этап (заключительный) – май
Подготовительный этап:
- Изучение состояние проблемы
- Изучение современных программ и технологий
- Анализ нормативно – правовой, организационно – методической, метериально – технической базы
- Создание предметно – пространственной развивающей среды, уголка исследовательской деятельности в групповой комнате
- Разработка комплексно – тематического планирования
- Разработка программы и плана кружка
- Анкетирование родителей, мониторинг, родительское собрание
- Диагностические исследования
- Создание картотек опытов, экспериментов
Основной этап:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Кружковые занятия «Юный исследователь»
- Организация самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования
- Создание серии тематических консультаций для родителей
- Создание презентации по направлению
- Проведение экскурсий и целевых прогулок
- Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала
- Оформление альбома «Мои открытия»
- «Дни открытых дверей» для родителей
- Размещение материала в сети Интернет
- Разработка и реализация детских проектов
- Участие с докладами и представлением проектной деятельности дошкольников на научно-практических конференциях педагогического института МичГАУ
Заключительный этап:
- Размещение на сайтах
- Защита проекта на базе МБДОУ
- Итоговое занятие кружка
- Организация и проведение диагностических исследований, мониторинга
- Обобщение опыта работы на пед. совете, на базе УМиИЦ
Результативность проекта
1. Развитие познавательных способностей
2. Результативность кружка
Выводы:
- В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием
- Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества
- Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности
- Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности каждого ребенка
- Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели