Тюменцева Ирина Михайловна
Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников
В профессии педагога, которая по своему содержанию связана с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может обеспечиваться высокий уровень работы. Главное содержание деятельности педагога в детском саду – руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительская работа. Педагог в наше время практически единственный борец за чистоту и культуру речи.
Публикация «Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников» размещена в разделах
В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования предъявляются серьёзные требования к коммуникативной компетентности воспитателя. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками.
В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога, работающего с детьми. В нем отмечается важность воздействия взрослого на личность ребенка. Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является для ребенка языковым авторитетом.
Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально-психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса. Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики.
Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности.
Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Для развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения нужно включать в методическую работу мероприятия, в ходе которых воспитатели получают информацию о значимости эффективной коммуникации педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных знаний и умений у детей, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетенции воспитанников, на повышение уровня теоретических знаний; а также мероприятия, направленные на развитие коммуникативной компетентности и педагогической техники. Данная система работы с кадрами создаёт условия для непрерывного развития и саморазвития коммуникативной компетентности.
В ходе проведения педагогических советов, семинаров, семинаров-практикумов, дискуссий внимание педагогов должно привлекаться к вопросам теоретических аспектов проблемы педагогической коммуникации (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры и др., а также конкретным способам речевого поведения в трудных ситуациях (конфликтные ситуации, выступление на публике и пр.). Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивает откровенный обмен мнениями, помогает сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога. Целесообразно роводить семинары, в которых педагоги приобретают опыт группового взаимодействия, создаются условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов, приобретаются навыки саморегуляции эмоциональных состояний. Используются такие приёмы обучения, как ролевые игры, имитационные игры, разыгрывание ситуаций в ролях, и др.
Цель практической части: повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ
Задачи:
1) развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении;
2) проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника.
3) тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
I. Психологическая настройка на творческую работу.
Выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упражнение 1. "Удобное Средство". Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, или написать короткий рассказ, или разыграть.
Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.
Упражнение 2. "Почемучка". Для упражнения нужен слайд остросюжетного содержания. Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно, по кругу. Активизируется способность к постановке проблем, воображение, внимание.
II. Педагогический такт воспитателя.
Упражнение 1. Проанализируйте ситуацию: "Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:
- Что ты собираешься рисовать и чем? Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? Что нарисуешь сначала, а что потом?
Напоминает, что после рисования нужно все положить на место. "
Ответьте на вопрос:
- Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?
Упражнение 2. Ролевая Игра.
Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1-2мин.) должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности.
Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиций, мастерство инсценировки.
III. Педагогическая техника. Управление своим эмоциональным состоянием.
Упражнение 1. Имитационная игра. Войти в группу в образе заведующей, старшего воспитателя. Проследить, как меняется внутренний настрой.
Упражнение 2. Микропреподавание. Управление собой в ситуации "Дети давайте поговорим о. " В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания.
Сравнивается самоотчет выступавшего воспитателя и отчеты слушателей.
IV.Развитие невербальных средств общения.
Упражнение 1. Передаем предметы. Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.
Упражнение 2. Войди в круг. Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упражнение 3. Подари подарок. Все сидят в круге. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально.
Упражнение 4. Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной; с настойчивым запретом; с безмерным удивлением; с гневом; с ожиданием дальнейших действий.
V. Речь и коммуникативное поведение воспитателя.
Упражнение 1. Произнесите текст: "Однажды в студеную зимнюю пору. " :
1. шепотом;
2. с максимальной громкостью;
3. волнообразно;
4. как будто вы страшно замерзли;
5. как будто у вас во рту горячая картошка;
6. как 5-ти летняя девочка.
Упражнение 2. Поприветствуйте ребят словом "Здравствуйте!" с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
VI. "Счастье - когда тебя понимают".
Упражнение 1. Проведение беседы с родителями или с ребенком.
Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями, для решения которых необходима беседа или с родителями, или с ребенком.
Ситуация: Вы стали воспитателем I младшей группы. Ваш первый визит в семью для знакомства с условиями воспитания ребенка.
Ситуация: Ребенок вашей группы ударил другого, с которым играл. Вы - воспитатель. Ваши действия.