Ксения Кривоухова
Повышение интереса детей к физкультурным занятиям с помощью упражнений игрового стретчинга
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей – это глобальная, общечеловеческая проблема. С каждым годом растет количество детей, страдающих ожирением, сердечно -сосудистыми заболеваниями, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания; экологическая и демографическая обстановка ухудшаются. По данным, опубликованным в «Российской газете» на шесть больных детей – один здоровый. Как не задуматься над этой проблемой. Ведь здоровые дети – самая главная наша ценность, ведь именно они представляют потенциал нашего общества, от них зависит будущее всей планеты.
Публикация «Повышение интереса детей к физкультурным занятиям с помощью упражнений игрового стретчинга» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игровой стретчинг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Проблема не нова, но очень актуальна сейчас. Система дошкольного образования вынуждена решать принципиально новую задачу: в связи с ростом статистики заболеваемости дошкольников по всем классам болезней особое внимание уделить профилактике заболеваний детей и формированию у них культуры здоровья. И когда, как не в дошкольном детстве, необходимо закладывать потребность быть здоровым, стать полезным членом общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять? Ответ кроется в едином мнении - привлечение детей к активному образу жизни.
В ФГОС ДО каждая образовательная область направлена на развитие какой- либо детской деятельности. И изменения, происходящие в дошкольном образовании с введением ФГОС, равно так же как изменения в образовательной области «Физическая культура», предполагают изменение подходов к организации воспитательно - образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие». Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. И таким «занимательным делом» для ребёнка дошкольного возраста может стать игровой стретчинг. Ведь игра- это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт важный пласт человеческой культуры- взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Все мы знаем, как трудно заставить себя и ребёнка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений, а с помощью игрового стретчинга занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами.
Сретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.
Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.
Стретчинг – это специально разработанная система упражнений, направленых на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно – связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.
Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний, направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течении некоторого времени отдельная поза.
Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, причем этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости и подвижности в суставах.
Различают следующие виды стретчинга :
Активный стретчинг. Во время упражнений на растягивания любой части своего тела человек сам прилагает определенные усилия.
Пассивный стретчинг. Тело человека на тренировке находится в состоянии покоя, а его мышцы растягивает партнер.
Баллистический стретчинг. Этому виду растяжки характерны пружинящие и рывковые движения. Как правило, данный стретчинг не применяется в оздоровительной гимнастике, а используется профессональными спортсменами.
Статистический стретчинг. Являет собой принятие определенной позы и удерживания ее в течении 10-60 секунд. Статистический стретчинг бывает двух видов : мягкий и жесткий. Под «мягким» стретчингом понимается удерживание той или иной позы необходимое время для растяжения определенной группы мышц. «Жесткий» стретчинг имеет следующую методику: напряжение-расслабление-растяжка.
В динамическом стретчинге, в отличии от статистического, выполняются медленные пружинящие движения, а в конечной точке амплитуды движения занимается и удерживается определенное положение. Упражнения здесь выполняются до состояния легкого напряжения в мышцах при плавном переходе одного упражнения в другое.
Задачи игрового стретчинга :
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Все знают, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции. У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И. П. Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.
Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.
Как проходят занятия :
Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже от 3—4 лет. Каждое упражнение повторяется 4—6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Поскольку ритмичная музыка — один из главных возбудителей эмоций человека, под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Музыка на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Вся игра разбивается на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:
Вводный этап. Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стречинга.
Здесь можно использовать такие виды упражнений :
«Березка» Разминочное упражнение, которое подготавливает позвоночник детей к дальнейшей нагрузке.
«Бабочка» способствует усилению внутриполостному давлению, а значит, воздействует на органы брюшной полости. Помимо этого идет стимуляция действий подкожных нервов.
«Змея» Это упражнение стретчинга направлено на растяжку прямых мышц брюшного пресса, способствует повышению внутриполостного давления, в результате чего, повышается приток крови. Это дает возможность в наибольшей степени обогатить все органы питательными веществами и кислородом.
Основной этап. Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.
На каждой последующей такой тренировке должна быть задействована новая группа мышц.
Завершающий этап. Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние.
«Рыбка» Улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность.
«Веточка» Улучшает гибкость позвоночника,способствует увеличению роста.
Таким образом, игровой стретчинг является новым подходом к организации воспитательно- образовательного процесса, одним из средств физической культуры, с помощью которого педагог сможет решить все образовательные задачи.