Галина Мурзина
«Поможем Морозам найти дорогу домой»
▼ Скачать
Поисково-исследовательская деятельность.
Час досуга в старшей группе
«Поможем Морозам найти дорогу домой»
Программные задачи. Средствами музыкальной выразительности продолжать знакомить детей с физическим явлением «магнетизм». В ходе игр-экспериментов закрепить свойства магнита, знать его способности. Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Знать, что у магнита два полюса – южный и северный.
Продолжать элементарное знакомство с понятием «электричество». Знать, что оно обозначается знаками + и –.
Знать, что при трении предметы электризуются.
Публикация «„Поможем Морозам найти дорогу домой“» размещена в разделах
В процессе игры научить детей делать магнитный простейший прибор – компас.
Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и коммуникабельности в игре.
Активизация и обогащение словаря: магнетизм, магнетические предметы, наэлектризовалась, магнит, Северный и Южный полюса, Арктика, Антарктида.
Материал: магнетические предметы, магниты по количеству детей, расчески по количеству детей, папиросная бумага, оргстекло, воздушные шары, металлическая стружка, картон; проигрыватель, музыкальные записи.
На центральной стене музыкального зала оформление сказочной страны: Теремок, Дровосек, Самоделкин, Озеро, в нем консервная банка, на деревьях – гайки, молотки, скрепки и прочие металлические предметы; трава, цветы, птички с перьями и пр.
Сценарий мероприятия.
Дети с воспитателем под музыку Т. В. Ивановой «Почемучка» входят в музыкальный зал. Здороваются.
На окне подвешено письмо, одна половина которого красная, а другая синяя.
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заменил?
– Дети, посмотрите, какой необычный конверт. Нам прислали его два МОРОЗА – Синий нос и Красный нос.
Открывает конверт и читает:
На новогоднем празднике,
Гостили мы у вас.
На елках веселились,
Но вот пробил наш час!
Пора уже в дорогу…
На наши полюса
На Северный и Южный,
Но как попасть туда?
Воспитатель: Морозы не могут попасть домой, на Северный и Южный полюса. Вы хотите им помочь? (Варианты ответов для детей). Сначала посмотрим на глобусе, где находятся Северный и Южный полюса. Дети находят их и отмечают, что Северный полюс называется Арктика, а Южный – Антарктида.
– Но у нас нет такого прибора, чтобы определить, где север, а где юг, поэтому мы должны сделать прибор, который поможет определить, где находятся эти полюса.
– Давайте скажем волшебные слова:
«Крибли, крабли, кра,
Закрыли все глаза…»
Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» – «Танец Феи Драже». Воспитатель надевает мантию и шапочку, говоря при этом:
«Крибли, крабли, кра,
Превратилась в Волшебницу Физику я».
– Чудо свершилось. Перед вами Волшебница Физика.
– Я приглашаю вас в свою сказочную страну.
В дверь вбегает Маг-Недоучка с мешком за плечами: «А меня, а меня-то забыли, я тоже хочу с вами в волшебную страну!»
Волшебница: А ты кто?
Маг, опустив голову, виновато говорит: «Я – Маг-Недоучка. Ноя хочу все знать!»
Волшебница: Если хочешь поучиться у ребят, мы тебя с собой возьмем, правда, дети? (Ответы детей).
Под магнитофонную запись песни А. Б. Пугачевой «Волшебник-Недоучка» дети идут по залу змейкой, за ними с мешком на плечах тащится Маг-Недоучка.
Звучит музыка Б. Шостаковича «Вальс-шутка», открывается занавес. На центральной стене на деревьях висят гирлянды из скрепок, бусы из пластмассы, гвозди, расчески, булавки, кнопки и другие предметы. Дети рассматривают разные предметы, называют их.
Недоучка (возмущенно): Ну, что тут волшебного? Какие-то бумажки, пуговицы, расчески, гвозди. Что с ними можно сделать?
Волшебница: Все эти предметы нужны для опытов, которые тебе сейчас дети покажут. Пройдите в лабораторию. Возьмите расчески и причешитесь.
Недоучка: Что это за щелчки и щепки?
Волшебница: Мы тебе сейчас один опыт покажем.
Дети берут расческу, натирают тряпочкой и подносят ее к бумаге, бумага притягивается и раздаются щелчки.
Недоучка: Опять этот звук.
Волшебница: Сначала блеск, за блеском треск,
За треском – плеск.
Волшебница: О чем нам напоминает этот треск (треск молнии?
Недоучка (ехидно): А почему же нет молнии?
Варианты ответов для детей (потому что на улице светло, а искра маленькая, ее видно только в темноте).
Волшебница: Попробуй, Недоучка, проделать этот опыт в темной комнате.
– Дети, когда вы еще встречались с подобными явлениями (треск, щелчки?
Варианты ответов для детей: когда снимали синтетические колготки, когда шапку снимали с головы, треск издают волосы, когда расплетаем косички и т. п.
Недоучка: Я тоже знаю одно волшебство. Вы видели, чтобы воздушные шарики когда-нибудь ссорились?
Дети: Нет.
Недоучка приглашает детей присесть на стульчики.
Воспитатель держит вешалку с подвешенными на ней воздушными шариками. Недоучка электризует шарики об голову и они разводятся, разлетаются в разные стороны.
Волшебница: Почему же «поссорились» шарики?
Недоучка отрицательно качает головой: Не-а-а-а-а.
Воспитатель выносит стол со стеклом и бумажными человечками. Волшебница предлагает Недоучке потереть стекло шерстяной тряпочкой, а затем направить стекло на книги с человечками. Человечки прилипают к стеклу.
Волшебница: Дети, почему человечки прыгнули к стеклу? Нет, лучше ты, Маг-Недоучка, ответь. Догадался?
Недоучка: Не знаю.
Дети подсказывают (потому что стекло наэлектризовано).
Волшебница: А электричество в нашей волшебной стране обозначается знаками «ПЛЮС» и «МИНУС». (Показывает на магнитной доске.)
Недоучка: Зато я знаю, почему знаки не падают. Это проделки моего друга.
Волшебница: Какого друга?
Недоучка: А угадайте: «Поднимаю без труда
Гвозди, кнопки, ведра я.
Своей силой притяжения
Вызываю удивление».
Волшебница: Догадались, дети?
Дети: Магнит.
Недоучка: Магнит – мой самый лучший друг, я всегда ношу его с собой. (Достает из мешка магнит. Кукла-магнит сшита из поролона). Вот, познакомьтесь, это Магнит.
Волшебница обращает внимание, что брюки у Магнита состоят из двух цветов – синего и красного, а ботинок тоже один – красный, а другой – синий.
Волшебница: А мы тебе, Недоучка и с Магнитом опыты покажем! Правда, ребята?
Проводится в лаборатории соревнование «Кто больше?». Используя магнит, дети должны «собрать» предметы. Некоторые притягиваются, а некоторые нет.
Волшебница: Дети, перечислите предметы, которые притянул магнит (скрепки, болтики, гвозди). А что магнит не смог притянуть? Как называются предметы, которые притягиваются магнитом (магнетические? А как называется явление, когда магнит притягивает предметы (магнетизм?
Недоучка: А какие полюса есть у магнита (Северный и Южный?
Волшебница: Поэтому у Магнита такой интересный костюм. Недоучка, ты запомнил, как называется это явление, когда предметы притягивает Магнит?
Недоучка: А как же – магнетизм. Давайте, ребята, поиграем в игру «Топай-хлопай». Я буду называть предметы с моим другом магнитом, а вы должны, если предметы не притягиваются магнитом – топать, а если притягиваются – хлопать в ладоши. Становитесь в круг (Недоучка с Магнитом в центре круга). Недоучка называет: сахар, булавка, болт, леденец, расческа и т. д.
Волшебница: Молодцы, ребята, не подвели.
Продолжаем хлопоты,
Поиграли, а сейчас - начинаем опыты.
Мне поможет Маг-Недоучка.
Выносит столик. Волшебница берет лист картона и просит насыпать Недоучку стружки.
Волшебница: Это вовсе не игрушки.
Это мелкие, железные стружки.
Ну-ка, Недоучка, поводи рукой над стружками, они не шевелятся.
Предлагает поводить рукой под картонкой, они не шевелятся.
Волшебница: Недоучка, дай-ка мне твоего друга.
Воспитатель проводит рукой Магнита под картоном – стружка зашевелилась.
Недоучка: Что же это происходит? Обещали научить, а сами даже не подскажете, почему стружка «шевелится».
Варианты ответов детей: магнит притягивает металлические стружки и они шевелятся.
Недоучка: Давайте еще поиграем.
Проводится игра с магнитными досками «Кто быстрее «нарисует» портрет магнита». На полу раскладываются круги, в них кладем магнитные кружки 2-х цветов красного и синего. Дети выполняют задание, подводятся итоги.
Волшебница: Тара-ра, тара-ра, начинается игра.
За магнитом мы пойдем, все, что можно, соберем.
Звучит р. н. м. «Ах вы сени», детям раздаются предметы из металла и пластмассы. По окончании музыки магнит притягивает предметы металлические и они выстраиваются за ним цепочкой.
Волшебница: Вот сколько предметов Магнит взял в плен. А нашим друзьям Морозам мы так и не помогли.
Недоучка: Ой, ребята, я загадаю вам загадку, которую вы никогда не разгадаете, она-то вам и поможет.
Он укажет нам дорогу
И на Север и на Юг
Он всегда со мной в походе,
Догадайтесь, кто мой друг?
Дети: Это компас.
Волшебница: Спасибо тебе, Недоучка. Мы с ребятами должны сделать компас, чтобы помочь Морозам вернуться домой. Теперь мы знаем, как это сделать. Для этого нам понадобится круглое блюдце с водой, крышка и магнит.
Волшебница и дети делают опыт, после колебаний, магнит останавливается, показывая правильное направление.
Волшебница: Мы Морозам помогли,
Оба полюса нашли.
Морозы с помощью компаса доберутся и в Арктику и в Антарктику.
Недоучка: Хватит нам трудиться,
Пора веселиться.
Ребенок: Делу время – потехе час.
Частушки мы споем для вас.
Изучаем магнетизм,
Компасы и винтики,
Чем же будем заниматься на уроках физики?
Помогал чинить машину,
Папе гвозди подавал,
Чтобы было веселее,
Их магнитом собирал.
Раньше я грозы боялся,
Думал привидение,
А теперь я знаю – это
Физическое явление.
В детский садик ежедневно
Мы магнитики берем,
Мы по винтику наш садик
Очень скоро разберем.
Опыты, эксперименты
В нашу жизнь вошли теперь,
А сейчас без промедления
Открывай нам школа дверь!
Мы частушки вам пропели.
Оглянуться не успели.
Скажем на прощание
Всем вам – до свидания!
Маг-Недоучка (достает из рюкзака настоящий компас): А у меня для вас подарок (дарит компас).
Качается стрелка,
Туда и сюда,
Укажет на Север и Юг без труда.
Его не забудьте,
Готовясь к походу:
Он выведет к цели
В любую погоду.
А сейчас наш компас показывает дорогу в группу.
Составила и провела: Мурзина Г. Б. Воскресенск 2012
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 41 «СКАЗКА»