Армине Степанян
Конспект занятия «Поможем Царю Математики навести порядок в его математическом царстве. Арифметические задачи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Царю Математики навести порядок в его математическом царстве»
Выполнила воспитатель
Степанян А С.
Возраст детей: 5-6 лет.
Тип занятия : комбинированное.
Форма занятия : групповая.
Публикация «Конспект занятия „Поможем Царю Математики навести порядок в его математическом царстве, Арифметические задачи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Цель: продолжать учить детей решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, пользуясь знаками «+, -», «=», «больше- меньше»; установление связи между числовым рядом 1-12 и общепринятыми временными делениями (календарные месяцы, часы на циферблате).
Задачи
Обучающие:
- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+, -», «=», «больше- меньше»;
- закрепить знания чисел 1-12 и навыки прямого и обратного счета в пределах 12;
- повторить названия календарных месяцев;
- научить соотносить последовательность месяцев в году с числами из числового ряда 1-12;
- научить определять время по стрелочным часам в пределах целого часа;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении заданий;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение сотрудничать при выполнении совместных заданий.
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Раздаточные материалы : карточки с цифрами от 1 до 12, карточки с названиями месяцев, листы с заданием, простые карандаши.
Наглядные пособия:
1. Карточки с числами 1-12.
2. Картинки с изображением времени года и месяцы.
3. Демонстрационное пособие часы.
4. презентация.
Планируемый результат: дети закрепят навыки сложения и вычитания чисел в пределах 12, отработают навыки решения арифметических задач, сравнят числа, закрепят представление о знаках «больше», «меньше», «равно»; закрепят знания о последовательности месяцев в году и научатся определять время по стрелочным часам в пределах целого часа с опорой на числовой ряд 1-12.
Ход занятия
Организационный момент Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг Я твой друг и ты мой друг. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся. Улыбнемся, подмигнем И работать мы начнем.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок появился у нас в группе! Интересно, что же в нем, давайте посмотрим? Ой, а сундучок-то закрыт! Как же открыть таинственный сундучок? Смотрите-ка, здесь есть письмо. Интересно от кого оно может быть? (Предположения детей)
Давайте откроем его и прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царь Математики! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в моё математическое царство забрался злой колдун. Он сотворил ужасные вещи: мы вдруг потерялись во времени, забыли дни недели, перепутали части суток, времена года и месяцы! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Я знаю, что вы очень умные и сообразительные ребята. Без вашей помощи, нам никак не обойтись. Помогите нам пожалуйста разобраться во всем. А знак благодарности дарю вам сундучок с сюрпризом, сундучок волшебный, и откроется тогда, когда в математическом царстве все станет на свои места».
Воспитатель: «Ну, что ребята, поможем Царю Математики навести порядок в его математическом царстве – государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: Скажите, ребята, а для чего нам нужна математика? (Ответы детей).
Воспитатель: Во время путешествия вам предстоит преодолеть немало трудностей, и вы должны быть дружными как настоящая команда.
Воспитатель: А, чтобы нам попасть в математическое королевство, нужно произнести волшебные слова:
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).
*Игра с мячом «Скажи правильно»
Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Скажи правильно», игра не простая, а волшебная, каждый ваш правильный ответ исправит ошибку в математическом царстве.
Итак, я буду каждому из вас бросать шар и задавать вопрос. А вы ловите шар, отвечаете на вопрос и обратно мне бросаете.
Воспитатель:
- Назовите времена года? (осень, зима, весна, лето)
- Сколько всего времён года? (4)
- Какое сейчас время года? (осень). Сейчас осень
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой месяц сентябрь по счёту? (первый). Сейчас осень, сентябрь
- Сколько месяцев в году? (12)
-А в каждом времени года сколько месяцев?
- Назови первый месяц года (январь)
- Каким месяцем заканчивается год? (декабрь)
- Сколько дней в недели? (7)
- Назовите их по порядку (пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс.)
- Какой сегодня день недели? (вторник)
- Какой он по счёту? (второй)
- Сегодня какое число?
-Сколько дней в месяце?
- Что у нас получилось сегодня – осень, сентябрь, вторник, число).
Воспитатель: Молодцы, у вас отлично получилось, и поэтому времена года, месяцы, дни недели обратно встали на своих местах.
*Игра «Сколько время?»
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку.
Нет ног, а хожу…
Рта нет, а скажу
Когда спать,
Когда встать,
Когда работу начинать.
Ответ детей:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете зачем нам нужны часы?
Дети: Часы нужны для того, чтобы знать какое сейчас время, чтобы никуда не опаздывать.
Воспитатель: Отгадайте как называются часы:
- если они стоят на полу? (напольные);
- если они висят на стене? (настенные);
- если их носят на руке? (наручные);
- если их носят в кармане? (карманные);
- часы, которые будят по утрам (будильник);
- часы с песком (песочные);
- часы, которые работают при помощи солнца (солнечные).
Воспитатель: Чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом, местом расположения, разные по длине стрелки.
Воспитатель: А чем похожи все часы?
Дети: Есть цифры, стрелки, показывают время.
Воспитатель: (4,5 мин) Круг с цифрами называется циферблат. Повторите это слово.
Дети: Циферблат.
Воспитатель: Стрелки показывают сколько времени в данный момент. Длинная (большая) стрелка двигается быстро и показывает минуты – минутная, короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно, она показывает часы – часовая. Она толстая и неуклюжая. За целый час она переходит то одной цифры к другой. Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?
Дети: Секундная.
Воспитатель: Что быстрее секунда или минута?
Дети: Секунда быстрее.
Воспитатель: Верно. Вот смотрите как только секундная стрелка прыгает 60 раз, появляется её сестра – Минута.
У меня в руках макет часов. Большая стрелка показывает (смотрит) на 12, а маленькая на 10. Часы показывают ровно 10 часов. Который час показывают часы? (ответ). Хотите сами поработать с часами?
Дети: Да.
Сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и возьмите макет часов для работы.
Слушайте задание : установите минутную (длинную) стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Который час показывают часы?
Дети: 2 часа.
Воспитатель: А теперь покажите на часах время, какое я скажу. 5ч, 7ч, 11ч (спросить у детей, где находятся стрелки).
Воспитатель: (4 мин) Ребята, у всех получается работать с часами?
Дети: Да.
Воспитатель: Отлично, тогда мы с вами посоревнуемся в игр «Который час?», кто правильно определит время, тому я даю жетон.
Дидактическая игра «Который час?»
Воспитатель на циферблате ставит стрелки и, обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Дети на циферблатах своих часов устанавливают тоже время, называют который час и показывают свои часы.
Физкультминутка «А часы идут, идут» (1 мин)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
*Игра «Цифры в названии сказок»
- Вы любите сказки? Я тоже их люблю. Злой колдун спрятал сказки в цифрах. Чтобы нам найти название этих сказок, мы должны правильно решать вычитание и сложение. (Слайд)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Математическом Королевстве живут цифры, арифметические знаки и геометрические фигуры.
- Какие математические знаки нам нужны для решения примеров? (+, -, =)
- Когда мы используем знак «+»? (когда выполняем прибавление)
- Когда используем знак «-»? (когда вычитаем)
- Какой ещё знак нам нужен? («=»)
*Игра «Собирай картину»
Воспитатель: Для того чтобы получилась картинка, необходимо решить примеры, найти ответ и выложить полоски в нужное окошечко. При правильном решении примеров и сборке получится целостная картинка. (Слайд).
*Игра «Больше, меньше или равно»
Кот Матроскин и пёс Шарик хорошие друзья. Но они поругались из-за того, что забыли цифры, знаки «больше и меньше» и не умеют считать. Чтобы расколдовать и помирить друзей, нам нужно решать эту проблему немедленно. (Слайд).
*Игра «После, между, перед»
Воспитатель: Посмотрите на домики с квартирами жильцов. Некоторые жители (цифры) надели шапки-невидимки, поэтому мы их не видим. И нам с вами нужно сделать так, чтобы они стали видны. Если правильно отгадать цифру, то они сразу появятся. (Слайд).
Воспитатель: Ребята, благодаря вашем знаниям, мы спасли царю Математики и его жителям, навели порядок в математическом королевстве. А злого колдуна превратили в доброго волшебника. (Слайд)
Заключительная часть, подведение итогов.
Воспитатель: Вам понравилось помогать царю Математике и его жителям?
Ответ детей:
Воспитатель: Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание вызвало затруднение?
- Молодцы! Все работали, старались! Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0.
Дети считают хором
Воспитатель: Вот Мы и в детском саду.
Воспитатель: А теперь давайте открывать волшебный сундучок, и посмотри, какой сюрприз приготовил для нас Царь Математик.
Посмотрите, это сладкие угощение!