Светлана Христенко
Полоролевые функции в народных обычаях и традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. Работая по этой проблеме ставится (слайд2) следующая цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию мужественности и женственности у дошкольников. (слайд3)Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
Публикация «Полоролевые функции в народных обычаях и традициях» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются не необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
Знакомство с русским народным творчеством начинаем с младшей группы. (слай4) О девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях- величаниях мальчиков и девочек. (слайд 5)
Величание ля девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась.
И с рассветом просыпалась,
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись. (слайд 6)
Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
(слайд7) Разучиваем колыбельные песенки. Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам.
Баю-баю, баиньки Баю-бай, баю-бай….
Купим сыну валенки, Ты собаченька,не лай,
Наденем на ноженьки, Белолапа не скули,
Пустим по дороженьке. Мою дочку не буди
Будет наш сынок ходить, Темна ноченька- не спиться,
Новы валенки носить. Моя доченька боится…
Ты собаченька, не лай
Мою дочку не пугай.
(слайд 8)Одной из задач гендерного воспитания, является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (слайд 9) (Имя, одежда, прическа). В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек.
Игры: «Назови младенца по имени», «Я знаю 5 имен девочек, мальчиков», «Назови ласково», т. д. (слайд10)
Знакомимся с русским народным костюмом. Ванька-встанька – карапуз
Надевай большой картуз,
Каравай съешь хлеба
Вырастишь до неба. (слайд11)
Причесывая девочек приговариваем: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся-
Маму, дочка слушайся.
(слайд12) Одним из направлений в гендерном воспитании является народная игра. Она является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той ее части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. Такие игры: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Гуси, гуси» и т. д., (слайд 13)хороводные игры «У бабушки Арины», «Уточка и селезень», «Золотые ворота».
Слайд 14 Многие народные детские игры, потешки, игры-переклички имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, ведение домашнего хозяйства
Очень любят дети играть в игры-переклички:
- Курочка-рябушка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушка, как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Слайд 15 Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Проводим сюжетно-ролевые игры по русским народным сказкам. Где от мальчиков и девочек требовалось уважение к старшим, заботливое отношение в семье друг к другу.
На примере р. н. сказки «Репка».
На основе сюжета русских народных сказок проводим физкультурные занятия.
«Устраиваем» посиделки в русской избе, с играми, потешками, дразнилками в русских народных костюмах с чаепитием у самовара.
Слайд 17 Многие русские народные праздники сопровождаются
театральные действия, с песнями, танцами, играми. Проводим ярмарки, праздники по русским традициям и обычаем, на Новый год и Рождество поем колядки.