Флора Исаева
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в поликультурном воспитании
детей дошкольного возраста
ИсаеваФ. В.
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Республика Мордовия, село Лямбирь.
Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Публикация «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем детском саду создана разнообразная развивающая среда. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.
Здесь педагоги с детьми изучают культуру, быт народов и их происхождение. В «Избе» собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кумган (кувшин, сундук, колыбель, прялку, бету (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной татарской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. С приветливой хозяюшкой "Татарской избы», дети разучивают потеши, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "Все о часах", "Мы покоряем космос".
Неоценимую помощь в ознакомлении с большой и малой Родиной оказывает мини-музей, экспонаты которого условно поделены на разделы «Мое село», «Мой мордовский край», «Моя Россия». Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги ДОУ воспитывают у детей интерес к родному краю.
Составной частью предметно-развивающей среды ДОУ является художественная галерея, которая помогает педагогам знакомить детей с видами искусства. Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Подбор произведений искусства для художественной галереи осуществляется в соответствии со следующими принципами:
• доступность содержания
• актуальность идеи картины для детей дошкольного возраста
• разнообразие жанров изобразительной техники, композиционного построения, колорита
Экспонаты выставки объединены по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина). Здесь впервые дети знакомятся с творчеством великого скульптора С. Эрьзи и известного художника Ф. Сычкова. Создание художественной галереи в дошкольном учреждении помогает систематизировать и упорядочить работу по ознакомлению с изобразительным искусством, что в свою очередь, позволяет сформировать эстетически образованную и эстетически воспитанную личность. Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса мы проводим консультации педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Список литературы.
1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
10. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.