Татьяна Комарова
«Появление оценок в учебном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Появление оценок в учебном процессе»
Прежде всего, хочу вам напомнить, что ваши дети являются младшими школьниками и чуть-чуть затронуть особенности этого возраста. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего,совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Публикация «„Появление оценок в учебном процессе“» размещена в разделах
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Напоминаю, что ведущей в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей в этот период. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована.
Переход к систематическому обучению так же создает условия для развития новых познавательных потребностей у детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. В процессе учебной деятельности необходимо формировать познавательную мотивацию.
Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. В большинстве же случаев у учащихся формируется внешняя мотивация, как побудительная сила, в качестве которой выступает отметка. Оценка есть всегда и должна быть как можно более развернутой. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.
Какова структура учебной деятельности?
В структуру учебной деятельности входят:
1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
2. Учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
3. Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Известный психолог Э. Эриксон в своем труде «Детство и общество» рассматривал возраст 6-12 лет, как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или напротив не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе – чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное переживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей и тд., основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сейчас ваши дети во втором классе, и опять в их школьную жизнь входят изменения. Появляются новые правила одно из них – оценка. То есть теперь за задания или ответы будут ставить отметки устно и письменно, т. е. в дневник и в журнал. И уже само это нововведение может вызывать такие чувства как тревога, страх, сомнения и тд.
Остановлюсь на некоторых моментах, которые связаны с вашими действиями, и реакциями на получение вашими детьми оценок.
1) Для многих родителей учебные успехи ребенка выражаются в получаемых ими оценках и измеряются ими. Это непосредственно влияет на мотивацию ребенка, которая связана с достижениями в учебной деятельности.
2) Еще есть такой момент как важность, или приоритет некоторых предметов над другими. Для многих главными предметами в школе являются математика, русский, литература и тд. А такие предметы как музыка, рисование, технология или физкультура это так себе «до кучи» что называется. И если ребенок получает хорошие оценки по этим «неглавным» предметам, то, как правило, родители или не замечают успехов своих детей или иронизируют над ними.
3) Многие родители делают акцент на «плохих оценках». Если ребенок получил 4 или 5 – это само собой разумеется, а вот если 3 или 2, то сразу же недовольство, крик или наказания.
4) Бывает и такая ситуация когда родители чересчур амбициозны и даже «хорошие» оценки их не устраивают, им подавай 5-ки всегда и по каждому предмету.
Есть еще другие варианты, но я выделила, пожалуй, основные часто встречающиеся реакции родителей, связанные с получением оценок.
Что же все-таки делать, чтобы ваши дети не сказали вам, проучившись, месяц или несколько месяцев уже получая оценки, что в школу они больше не пойдут. Или же вдруг ваши детки начали часто и регулярно болеть и тд.
Как вы думаете?
На мой взгляд хорошо бы делать следующее:
1) Создавать ситуации успеха (если их нет в реальности). Пусть сначала это будет не учебная деятельность, а какие-то домашние дела и обязанности, за которые вы будете хвалить и поощрять ваших детей. Это могут быть секции или творческие кружки, где ваши дети занимаются. Это делается для того, чтобы у ваших детей возникла уверенность, что если он здесь успешен, если у него в спорте, на танцах, в ИЗО - студии есть достижения или его хвалят, то и в школе у него все наладится.
2) Обращать внимание в первую очередь на «+» и успехи своего ребенка, а дальше переходите к «-«. Причем лучше спросить самого ребенка, о том, нравится ли ему самому, как у него получилось и если нет, то предложить ему сделать лучше, красивее и тд., так чтобы ему самому понравилось.
3) Важно учиться поддерживать ваших деток эмоционально как во время выполнения заданий, особенно трудных для него, так и после получения оценок, особенно «плохих».
4) Хорошо было бы вам родителям взращивать свое терпение как по отношению
к вашим детям, так и к самому процессу обучения. Я не знаю ни одного человека из моего окружения у кого сразу же получалось что-то хорошо и отлично. Мне думается, что с этим не рождаются. Все те навыки, которые у нас есть, приобретены благодаря нашему труду, усердию, упорству, интересу. Вспомните, как ваши дети учились ходить, говорить, держать ложку и тд. Может вам тогда будет легче справиться со своим нетерпением и желанием немедленных успехов ваших детей?
С уважением педагог-психолог Комарова Татьяна Валентиновна.