темнякова елена
Конспект ОД «Подводный мир» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №174
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Подводный мир»
Выполнила: Воспитатель 1 квалификационой категории
Темнякова Елена Николаевна
г. Оренбург, 2020
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
Публикация «Конспект ОД „Подводный мир“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Подводный мир»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Словесный (вопросы к детям, пояснения, поощрение, беседа, рассказ). Наглядно-демонстрационный: показ (иллюстрации, презентация, демонстрация, морская вода с галькой). Практический: Рассматривание ландшафта «Подводный мир», изучения жизни подводных обитателей. Игровой: Сюрпризный момент – царь подводного царства Нептун присылает посылку с письмом – приглашением в музей «Подводное царство». Методы контроля: одобрение и похвала.
3. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
4. Возрастная группа: 6 - 7 лет
5. Цель: Систематизировать знания детей о море и морских обитателях.
6. Задачи:
6.1 - активизировать словарь детей по теме «Подводный мир»;
- познакомить детей с новыми словами : батискаф, акваланг, ландшафт.
6.2 - продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление.
-уточнить и расширить представления детей о жизни под водой;
-побуждать детей анализировать, делать выводы и грамотно формулировать свой ответ;
6.3 - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами.
7. Планируемые результаты:
7.1 Дети демонстрируют двигательные умения и навыки.
7.2 Дети демонстрируют умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, рассказывание стихотворений, навыки грамматически правильного оформления высказываний.
7.3 Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Посылка с ракушками, письмо, паровоз, проектор, экран, флэшка с записями музыки по ходу занятия, иллюстрации «Подводное снаряжения аквалангиста», презентация «Морские животные», стулья, мелкие камешки, фигурки морских обитателей, запись – шум моря, емкости с водой и камушками; ткань голубого цвета; ракушки; салфетки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов. Затем воспитатель выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) В группу прислали посылку с ракушками, в которой находится письмо с приглашением в музей «Подводное царство». 2 мин.
1.2 Мотивация деятельности детей Увидеть жителей подводного мира. 2 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Узнать новое о жителях подводного царства. Формировать умение работать в коллективе. 1 мин
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Дети умные и смелые, смогут выполнить задания. 1 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предположение детей как можно увидеть жителей подводного царства.
Выполнение заданий. Отгадывание загадок. Просмотр презентации.
Словарная работа: акваланг, батискаф, ландшафт.
Коллективное обсуждение заданий. 20 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Составление полных ответов на вопросы. 5 мин.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Понравилось вам наше путешествие?
-А где мы с вами сегодня побывали?
-Кто нас пригласил в музей?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Что расскажете своим друзьям о путешествии?
-Какое задание вам хотелось еще повторить? 2 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.)
Беседа "Морские обитатели"
4.2
Ход ОД
Части Содержание Области
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Мотивация деятельности детей Воспитатель : Мне ладони покажите –
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые.
Разожмите…рассмотрите…
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам дети,
Ловкие ладошки эти? (дети отвечают)
Посмотрите на свои руки! У мальчиков они сильные, крепкие, у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые и трудолюбивые.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? Для чего она на морском дне? (Она может служить домиком для улиток и некоторых других морских животных). Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды. Где лежат ракушки? (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят). - Какую форму имеет ракушка? (Необычную, причудливую) Правильно.
Глядя на ракушки, можно вспомнить или представить много всего красивого и необычного.
А как вы думаете, кто же их прислал? (Варианты ответов детей) Конечно же, это Морской царь Нептун.
А вот и письмо для нас.
«Дорогие ребята! Пишет вам Морской Царь.
Донесли мне мои русалки, что в вашем саду живут ребята, которые интересуются подводным миром. И захотелось мне пригласить вас в мой «Музей подводного царства» где вы можете ознакомиться с обитателями моря, а заодно и проверить, хорошо ли вы знаете морских животных. Я для вас приготовил загадки, а отгадки вы можете рассмотреть. С уважением к вам, Морской Царь»
Воспитатель: - Ребята, морской царь приглашает нас на экскурсию в свой музей.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться.
Музыка № 1 Воспитатель: Мы – «путешественники» отправляемся в дальний путь в музей на поезде. Изображаем, как поезд едет в группе. Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
2. Основная часть.
Слайд №2 Видео «Шум моря». Дети подходят к емкости с водой.
Воспитатель: По песочному берегу, мы подошли к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?
Дети: Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камешки.
Перебирают гальку пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками.
Воспитатель: Представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно. Вода чиста и прозрачна. Мы заходим все глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря.
Пока слушаете звуки моря, подышите морским воздухом (дыхательная гимнастика).
Садятся на корточки.
Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?
Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.
Слайд №3 Воспитатель показывает слайды снаряжения аквалангиста.
Слайд №4 Подводная лодка, батискаф.
Дети подходят к столу, покрытому голубой тканью. На нем оформлен ландшафт морского дна – разложены галька, перламутровые бусины, ракушки разных форм и размеров, фигурки обитателей морского дна.
Воспитатель: Посмотрите, кто это притаился под камнем?
Дети: Маленькие разноцветные осьминоги.
Слайд № 5 Воспитатель: Они смотрят на нас, наверное, хотят, чтобы мы им рассказали стихотворение.
Дети
Я веселый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней, на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь.
Воспитатель: Осьминоги прячутся среди камней, а мы смотрим дальше, кто еще может встретиться на морском дне.
Загадка: У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эти загадка? (о рыбах)
Крылья есть, да не летают,
Глаза есть, да не мигают,
Ног нет, да не догонишь.
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские, в реке, в аквариуме).
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Слайд №6 Дети рассматривают акулу
Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.
Воспитатель: Следующая загадка:
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Слайд №7 Дети рассматривают морского ежа.
Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.
Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такая
Он в воде цветок, как пламень,
а на суше-сразу камень.
Драгоценным тут же стал.
Дети, это кто …. (коралл)
Слайд №8 А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?
Дети: На деревья, кустарники.
Что же такое коралл?
Кораллы — это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.
Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется — «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным.
А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это?
Дети: Морская звезда.
Слайд №9 Дети рассматривают морскую звезду.
Воспитатель: Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? (Ответы детей уточняются)
- Правильно, морская звезда — животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)
Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
Дидактические упражнения:
«Один – много» (игра с мячом)
Одна рыба – много рыб
Черепаха – черепах
Акула – акул
Ракушка – ракушек
Камешек – камешков
Осьминог – осьминогов
Морской ёж – морских ежей
Аквалангист – аквалангистов
Корабль – кораблей
Морская звезда – морских звёзд
Волна – морских волн
Краб – крабов
Медуза – медуз
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Вы много работали, уже устали, давайте немного отдохнем.
Музыка №2 Физкультминутка. (Аудиозапись «Шум Прибоя)
Наши руки - волны в море
Разгулялись на просторе.
Наши руки – рыбок стая,
Плывет, устали не зная.
Наши руки - крабик с домом
Ползает по дну морскому,
Наши руки – как кораллы
Разрослись на дне морском.
А теперь мы поскакали,
Как коньки морские стали.
Плывет мурена, как змея,
Не боюсь мурены я!
Воспитатель: А где можно применять морскую воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.
Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга, она не только красивая, но и очень интересная.
- Кто скажет, как называется эта книга? (ответы детей)
- Правильно ребята – это энциклопедия, а для чего нужна эта книга? (ответы детей)
- Конечно, ребята, в этой книге очень много полезной информации о животных, растениях, людях.
- А где можно еще найти информацию? (ответы детей)
- Да, ребята, можно найти и в журналах, книгах, газетах. А в библиотеке мы можем найти информацию?
- Ребята, я почитала в энциклопедии интересные факты из жизни одной маленькой рыбки, которая, вы представляете, умеет летать (показ). Рыбка эта – долгопер.
Слайд №18 Спасаясь от хищников, она выскакивает на поверхность, расправляет свои огромные грудные плавники и летит над поверхностью воды, развивая при этом скорость сравнимую со скоростью автомобиля по городу. Вот какую удивительную историю я прочла в энциклопедии.
Художественно - эстетическое
Физическое развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов.
Рефлексия:
Мир моря очень многообразен, интересен и нам предстоит узнать еще много нового. Но об этом в другой раз, а пока мы побывали в «Музее Подводного царства». Понравилось ли вам в музее? Что вы там видели, о чем и о ком вы узнали? Что запомнилось вам больше всего? Социально - коммуникативное развитие
Речевое развитие
Длительность занятия: 33 минуты