Валентина Касьянова
Подводные камни дошкольного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
«Подводные камни» дошкольного обучения.
С чего начать дошкольное обучение? Психолог Г. Павлова напоминает, что в возрастной психологии существует базовое понятие чувствительный период. Такой период есть для любого навыка, который осваивает ребенок. Если обучение начать раньше или, наоборот, прозевать момент, - трудности скажутся немедленно.
Публикация «Подводные камни дошкольного обучения» размещена в разделах
Возьмем, к примеру, главные дошкольные предметы – чтение и счет. Для чтения чувствительный период 5 лет. Достигнув этого возраста, ребенок делает мощный рывок в своем развитии и, если малыш до этого возраста не умел прочесть даже простые слоги, он догоняет своих «умных» сверстников буквально за неделю. До этого ребенок как бы накапливает потенциал, строит фундамент для будущих знаний, и чем он прочнее, тем более глубоким будет потом. Раннее обучение приводит к тому, что у ребенка быстро падает интерес к самому процессу чтения.
Обучение математике строится на двух китах: понятий «больше-меньше» и хорошей ориентации в числовом ряде, то есть представление о единицах, десятках, сотнях…. Поэтому педагоги, идущие на поводу у слишком торопливых родителей, в основном ориентируются на детскую память. Демонстрирующий навыки счета малыш на самом деле не считает, а просто запоминает, что два плюс два будет четыре. И этот способ «счета» может сохраняться даже в начальных классах школы, что приводит к серьезным проблемам в дальнейшем овладении математикой.
Память трех-четырех летнего ребенка кратковременна, но ее объем колоссален. Малыш способен подражать родителей. Запоминая на слух целые поэмы. Однако
не пройдет и нескольких месяцев, как он не вспомнит из них ни строчки. Эту особенность запоминания безжалостно эксплуатируют некоторые «коммерческие» преподаватели иностранных языков, перенапрягая кратковременную память, что приводит к утомлению, нервно-психической усталости (отсюда и повышенная капризность и плохой сон). Начинать обучение языкам лучше с 4,5-5 лет, дав кратковременной памяти немного окрепнуть.
Несомненно, нынешние дети намного «умнее» своих однолеток двадцатилетней давности, но это вовсе не означает, что они их лучше. Психологи с тревогой отмечают, что у современного ребенка хуже характер. Истеричные, злые, капризные, бездушные дети - побочный эффект раннего интеллектуального натаскивания.
Дело в том, что ранний дошкольный возраст – сенситивный период для развития эмоциональности и чувствительности. Интеллект в этот период как бы спит, давая возможность познавать мир скорее чувствами, чем разумом. Если же этот период посвящен развитию интеллекта, то эмоциональность серьезно страдает. Сначала пропадают детская непосредственность, наивность, вера в сказку. Затем появляется манерность, искусственность во всем, а у девочек нередко можно наблюдать карикатурную взрослую сексуальность. Холодный, но умный - вот как можно охарактеризовать