Гладилина Татьяна
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка»
Подвижная игра с правилами – это двигательная деятельность, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательным для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Публикация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Специфика игры состоит в молниеносной, мгновенной ответственной реакции ребенка на сигнал «лови!», «стой!» и др.
Подвижная игра- незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценным морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыков, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а так же способствует духовному развитию человека.
Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Они являются всегда творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задаче.
Дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают как воробышки, взмахивая руками; как бабочки крылышками и т. п. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживание, сочувствие, сопричастность. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших школьников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры. Они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль в старшем дошкольном возрасте.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную информацию.
Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствование психофизических качеств.
Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному или коллективному творчеству (придумывание комбинаций, имитации движений транспортных средств, животных).Такие игры являются одновременно упражнением для воли, мысли, чувства и движения. Особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психофизическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроение, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон Радости, обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.
Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. ребенок играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом целится, отбивает, подбрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами, стукает о пол, о стенку, бросает в корзину и т. д. Эти игры раз-
Развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечного напряжения, вызывает удовольствие. Удовольствие это свобода телодвижения от мышечного напряжения.
Игры-эстафеты, с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими. Соблюдая ряд условий: каждый ребенок участвующий в игре должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются. Важно так же объективно оценивать деятельность детей при подведении итого игры : необходимо оценивать движение ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемыми состоянием здоровья.
В играх «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные способности, осуществляются сенсорные коррекции.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок.
Велика роль игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся ситуации и познавать окружающий мир,
овладевать пространственной терминалогией. Подвижные игры не редко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, жеребьевками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают словарь детей. Подвижная игра учит искренности, дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры воспринимают как закон, это формирует волю, развивает самообладание, умение контролировать свои поступки, поведение.
Формируют игры честность, дисциплинированность, справедливость. Умелое, вдумчивое руководство со стороны педагога способствует активной творческой личности. П\игра готовит к труду : дети вместе с воспитателем изготавливают атрибуты, убирают их на место в определенной последовательности.
Таким образом подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению на свежем воздухе, активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы решения игровых задач. Как метод физического воспитания способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
Методика проведения игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое руководство игрой.
Обязательным условием успешного проведения подвижные игры является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение зависит от имеющихся двигательных навыков, типологической особенности нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную системы, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подбор подвижных игр от условий работы каждой возрастной группы, общего уровня физического развития, двигательных умений, состояний здоровья, времени года, места проведения, интересов детей. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Ознакомление с игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1-2 мин. Объясняя несюжетную игру раскрыть последовательность игровых действий, правила и сигнал. При объяснении не отвлекаться на замечания. С помощью вопросов проверить как дети поняли игру. Если правила им понятны игра проходит весело и увлекательно.
Интерес к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитана команды, судью, помощника. В ходе подвижных игр, соревнований воспитатель тщательно анализирует выполнение правил игры, отмечает нарушения. Воспитатель вправе усложнить правила игры, вносить дополнительные атрибуты, инвентарь. Дети в дальнейшем сами придумывают усложнения. Используя метод творческих заданий воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и к самостоятельной их организации. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умения самостоятельно их организовывать.
Продуманная методика проведения игры способствует раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, помогает воспитывать его здоровым