Приложение МААМ

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу Ленинграда посвящается»

Оксана Юсупова
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу Ленинграда посвящается»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

(материал к презентации для беседы с детьми старшего дошкольного возраста)

Данный материал создан с целью расширения представлений дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и города Ленинграда, о героизме защитников Ленинграда.

Публикация «Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста „Подвигу Ленинграда посвящается“» размещена в разделах

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей блокадного Ленинграда, объясняет понятие "Блокада Ленинграда", рассказывает о героической обороне Ленинграда в годы ВОВ, о знаменательной дате в истории России - Дне снятия Блокады - 27.01.1944 г. и способствует воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и чувства сопричастности к истории своей страны, вызывает эмоциональный отклик воспитанников.

Кроме выше изложенного, материал предназначен для активизации слов (словосочетаний): блокада Ленинграда, осаждённый город, блокадное кольцо, голод, суточная норма хлеба, Ладога - дорога жизни, фашисты, зажигательные бомбы, эвакуация, ленинградцы, подвиг, памятник, монумент, салют, ветеран, город-герой.

Предлагаемый нами материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений и учителями начальных классов для проведения занятий (уроков) по патриотическому воспитанию. Распечатав презентацию можно сделать альбом для совместного рассматривания и чтения или использовать для наглядного оформления в рамках тематической недели «Детям о войне».

Цель:

- Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время ВОВ.

Задачи:

- Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

- Сформировать представление, о том за какие заслуги город Ленинград получил звание города-героя.

- Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

- Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество взрослых и детей, оказавшихся в осаждённом городе.

- Активизировать слова (словосочетания): блокада Ленинграда, осажденный город, блокадное кольцо, голод, суточная норма хлеба, Ладога - дорога жизни, фашистские самолёты, зажигательные бомбы, эвакуация, ленинградцы, подвиг, памятник, монумент, салют, ветеран, город-герой.

- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего народа.

- Вызвать у детей эмоциональный отклик.

- Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

Беседа (по слайдам)

Здравствуйте, дети! Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о Ленинграде.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня нашу беседу.

1 СЛАЙД

27 января – памятный день для города Ленинград или как он сейчас называется - Санкт-Петербург. Этот день, с одной стороны, радостный, а с другой стороны, день скорби. Радостный он потому, что 80 лет назад, во время войны с Германией, 27 января 1944 года, город Ленинград был освобожден от фашистской блокады. А скорбный день потому, что погибло много людей.

2 СЛАЙД

22 июня на рассвете 1941 г. воскресного дня войска Германии в нарушение договора о ненападении, без объявления войны внезапно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная Война! Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты и дома. Город Ленинград 8сентября 1941г. был окружен вражескими войсками со всех сторон. Город оказался в блокадном кольце.

- А как вы думаете, что такое блокада?

- Что значит – оказался в блокадном кольце?

«Посмотрите на карту. Найдите на карте Ленинград. Он там, где нарисован памятник основателю города царю Петру Первому – Медный всадник. Нашли? Но почему Ленинград окружён чёрными ломаными крестами? Что это значит?

Ломаный чёрный крест – это свастика, фашистский знак. На всех знамёнах фашистов была изображена свастика, похожая на чёрного паука.

Видите коричневую землю? Если земля нарисована коричневой, значит, её захватили фашисты.

А там где стояла наша армия, художник нарисовал красные звёзды – потому что на пилотках наших бойцов были красные звёздочки. А наша армия называлась – Рабоче-Крестьянская Красная Армия.

Видите, как близко враги подошли к Ленинграду? Теперь фашисты могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окружённый Ленинград. А когда город окружён врагами, это и значит, что он в блокаде.» (Нисон Ходза «Дорога жизни»)

3 СЛАЙД

Фашисты хотели не просто захватить Ленинград, а уничтожить, стереть его с лица земли. Днём и ночью город бомбили и обстреливали, гибли взрослые и невинные дети.

4 СЛАЙД

Вокруг полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники, падали на землю убитые.

4а СЛАЙД

- А вот вы видите на окнах домов «кресты из бумаги», как вы думаете для чего они?

Для защиты жизни в собственных домах, стёкла окон ленинградцы обклеивали газетами, бумагой. Это делалось с целью сохранения стёкол от их разбивания. Бумага служила своего рода гасителем взрывной волны. Но, если же стекло трескалось, то благодаря бумаге или газетам, оно сохраняло свою целостность и не разлеталось, а осколки от такого стекла не могли нанести травмы жителя.

5 СЛАЙД

Когда в сентябре 1941 году замкнулось кольцо, в городе оказалось 2,5 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей.

К началу блокады в городе не имелось достаточно запасов продовольствия. На 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа, мясо на 30 - 35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить до ноября, жидкого топлива до конца сентября. На получение продовольствия были введены карточки.

6 СЛАЙД

В город перестало поступать продовольствие. На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его не хватало. Суточная норма хлеба составляла: рабочие - 250 граммов, служащие и дети всего 125! Были введены карточки на хлеб. И если вдруг карточки потерялись или их украли, то человек оставался голодным. (перед детьми лежит заранее приготовленная суточная норма хлеба на ребёнка; детям даётся возможность подержать хлеб в руках и осознать, как это мало! Только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и чёрный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.).

7 СЛАЙД

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40¦С. Замёрзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Люди надевали на себя всё, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода. Но Ленинград не сдавался.

8 СЛАЙД

- Как вы думаете, где можно было взять воду?

За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

- А где достать дрова, чтобы растопить печку?

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — всё, что могло гореть. Но тепла всё равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.

9 СЛАЙД

Обессиленные от голода люди были вынуждены часами добираться пешком до своего места работы. И не все доходили… Умирали не только одинокие прохожие, но и умирали целыми семьями. По очереди. Как обыкновенная ленинградская семья школьницы Тани Савичевой. До войны это была дружная большая семья. У Тани было пять старших братьев и сестёр. В доме у Савичевых всегда было весело и шумно. До войны. В декабре 1941 года смерть пришла в дом Савичевых. Девочка, чтобы не забывать о каждом умершем, завела себе небольшую записную книжку, где выводила детским почерком даты смерти каждого из своих родных. Сама девочка прожила чуть больше, чем остальные. Таня умерла 1 июля 1944 года в эвакуации.

10 СЛАЙД

Ленинград продолжал жить и работать.

- Кто же работал в блокадном городе?

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках старики, женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. Работали детские сады, школы, некоторые библиотеки и даже театры.

После долгой, очень долгой зимы, наконец, в Ленинград пришла весна. Голодные люди ели свежие зелёные листочки с деревьев, листья растений. В городских парках и садах, на клумбах города разбивали огороды, на которых выращивали овощи, чтобы не умереть с голода.

11 СЛАЙД

Работали во время блокады не только взрослые, но и дети. Дети «чинили» одежду раненных, делали бинты, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали в госпиталях с концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках, тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов на крыши домов, сажали на городских клумбах овощи.

12 СЛАЙД

Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду.

По льду Ладожского озера отчаянные смельчаки везли в осажденный город хлеб! "Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была ещё опасна и тем, что уже весной лёд становился тонким и обламывался. Машина с таким нужным для голодных людей грузом уходила под воду и тонула. Знали водители, что смертельно опасно ехать, но знали и то, что людям нужен хлеб! "Дорога жизни" - эта дорога спасла многих ленинградцев, обессиленных от голода и холода женщин, детей и стариков эвакуировали (отправляли жить в безопасное место, куда не дошла война. Так тогда и говорили: "Был в эвакуации").

13 СЛАЙД

Блокада длилась целых 872 дня, это почти три года, очень долго. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1944 года.

13а СЛАЙД

В результате мощного наступления советской армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда. 27 января 1944 года стало днём полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

14 СЛАЙД

К сожалению много ленинградцев не дожили до радостного дня снятия блокады. Большинство умерло даже не от бомбёжек немцев, а от голода и холода. Мы должны помнить об этом! Это страшно! Но благодаря этим смелым людям наш город Ленинград был сохранён, а не отдан на растерзание фашистам.

9 Мая1945г. наша страна победила в этой войне! Ленинград был удостоен чести носить гордое звание Город-герой, за проявленное жителями города мужество во время блокады. Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Люди Ленинграда, вы – герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

Н. Алексеева

15 СЛАЙД Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Федор Конюхов — герой нашего времени» Читая детям рассказ Виктора Драгунского «Друг детства», меня всегда не оставлял равнодушным момент, когда Дениска мечтал «стать отважным.

Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: учить детей воспринимать картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратив внимание на передачу художником образа.

Цветок жизни. Поделка ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возрастаЦветок жизни. Поделка ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возраста "Ц В Е Т О К Ж И З Н И" Поделка ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возраста. Материал: Цветной картон для основы,.

Конспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей представление о возможности записи цифр и чисел разными способами. Задачи: - познакомить детей с различными.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Дед Мороз и Санта Клаус»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Дед Мороз и Санта Клаус» Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи. Задачи: расширять представление об основных новогодних.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год» Цель: Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Задачи: - Систематизировать знания детей о празднования.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу Ленинграда посвящается»
Опубликовано: 30 июня 2024 в 14:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу Ленинграда посвящается»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юсупова (УИ 445495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД