Елена Зубова
Мастер-класс по аппликации «Подсолнух»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Радуга»
Воспитатель: Зубова Е. А.
Техника: квиллинг, аппликация «Подсолнух».
Содержание
История квиллинга
Техника квиллинга
Инструменты для квиллинга
Бумага для квиллинга
Техника квиллинга
Практическая часть
Итог
Цели:
Публикация «Мастер-класс по аппликации „Подсолнух“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Подсолнух. Аппликации
- Подсолнух. Все о подсолнухах для детей
- Темочки
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить коллег с техникой выполнения квиллинга.
Методическое оснащение мастер - класса :
Плакаты
Технологические карты
Образцы работ в данной технике
Оборудование и инструменты:
бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
Методы обучения:
Рассказ
Демонстрация готовых работ
Беседа с объяснением нового материала
Показ трудовых приемов
Самостоятельная работа
Что такое квиллинг.
Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Немного истории.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
Необходимые инструменты.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т. к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертё жные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Используемые материалы.
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т. д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес, иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Техника квиллинга.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.
Элементы, используемые в работе.
Тугая спираль
Из этого ролла получается всё последующее многообразие форм.
Свободная спираль
Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить кончик, дайте ей раскрутиться
Капелька
Формируется из обычного ролла. Сердцевина оттягивается в сторону, с противоположной стороны ролл придавливается двумя пальцами
Глаз
Сожмите противоположные стороны свободной спирали
Так выглядят предыдущие роллы, если равномерно расправить витки, а затем, сместив сердцевину к краю, последовательно подклеить каждый виток.
Листочек
Сделайте каплю и загните ее уголок
Изогнутый глаз
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны
Треугольник (квадрат, прямоугольник)
Сожмите свободную спираль в трех (четырех) местах, чтобы получился треугольник, (квадрат и прямоугольник соответственно).
Ромб. Сделайте «глаз» и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.
Кручёное сердце / стрелка
Свободной спирали придайте форму треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получиться стрелка.
Полумесяц. У свободной спирали сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.
Заячье ухо. У свободной спирали сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая закругленной. Эта фигура напоминает полумесяц, но не так сильно сжата.
Звезда. У свободной спирали зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда.
Птичья лапка. У формы «треугольник» загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите.
Гусиная лапка. Фигура аналогична предыдущей. Формируется из ролла «капелька» Острый кончик «капельки» зажимаем пальцами. С обеих сторон, формируем уголки.
Конус. Закрутите тугую спираль, приклейте кончик ленты. Стержнем осторожно продавите серединку бумажного рулончика, чтобы образовался конус.
Бумажную полоску сложите пополам и закрутите кончики от краев к сгибу. Позвольте спирали раскрутиться, не подклеивая кончики.
9. 10.
Сообщение темы мастер – класса.
Эмоциональный настрой коллег:
Чтоб работа закипела,
Приготовим все для дела
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть
Чтобы парту сохранить
Клеенку надо постелить
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей
И игла, а также шило
На столе чтоб тоже было.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник нам.
Педагог - Уважаемые коллеги, прошу вас ответить, какой цветок символизирует солнце? Правильно – это подсолнух.
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке,
Как дозреет солнышко
Будет горстка зернышек.
Слово подсолнух произошло от сочетания двух греческих слов «солнце»
и «цветок». Такое название ему дано не случайно, цветок подсолнуха символизирует величие, преданность, достаток, прочность и теплое южное солнце Краснодарского края. «Подсолнух» в этом году выбран талисманом Краснодарского края.
Изделие, которое мы будем с вами выполнять в технике квиллинг и будет «Подсолнух».
Тренировочные упражнения.
Предлагаю сначала попробовать из полосок белой бумаги скрутить спираль, из спирали сделать “Глаз”, накрутить свободную спираль.
Практическая работа
Педагог - Уважаемые коллеги, на столах у вас лежат полоски желтой, зеленой, черной бумаги, а также небольшие картонные заготовки для изготовления открыток.
Прошу обратить внимание на технологические карты, вспомнить мой рассказ о выполнении базовых рол:
1. Изготавливаем середину подсолнуха. Берем две полоски черного цвета, склеиваем их. Накручиваем роллу, отпускаем её, даем возможность ей распуститься. Далее приклеиваем конец полоски. Готовую роллу клеем на середину открытки.
2. Выполняем заготовки лепестков подсолнуха. Берем полоски желтого цвета, накручиваем роллы, распускаем их примерно в диаметре 11 мм,
склеиваем. Выполняем «Глаз», сжимаем заготовку двумя пальцами с обеих сторон.
3. Выполняем листики подсолнуха из зеленых полосок. Накручиваем роллы распускаем их до диаметра 11 мм, склеиваем концы полосок. Выполняем «Каплю», сжимаем заготовку с одной стороны. Затем выполняем формы «Глаз», «Треугольник».
4. Собираем все детали на открытке: выложить форму цветка подсолнуха из желтых ролл «Глаз». Затем осторожно берем и приклеиваем их к основанию открытки.
5. Выполняем аналогично лист подсолнуха, склеиваем формы: «Глаз», «Каплю», «Треугольник». Приклеиваем на открытку готовый лист.
Для эстетического оформления, можно пожеланию выполнить рамку. Используя полученные знания, т. е. рамку можно выполнить в технике квиллинг, или выполнить её так.
Заключительное слово педагога –
Вот и подошёл к концу наш необычный мастер - класс. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Вы узнали немного о новой технике работы с бумагой – это квиллинг. Я считаю, цели, поставленные в начале мастер - класса, были достигнуты.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях, но и в жизни.