Эльвира Голуб
Консультация дефектолога «Учим ребенка размышлять»
▼ Скачать
Игры на развитие
мыслительной деятельности:
«Кто кем будет» Взрослый показывает или называет предметы, ребенок отвечает на во- прос: «Кто (что) кем (чем) станет?» :
яйцо, цыпленок, семечка, гусеница, мука, кирпич, ткань и т. д.
«Что внутри» Взрослый называет предмет или место, а ребенок кого-то или что-то внутри названного предмета или места:
дом—стол; шкаф—платье;
холодильник—молоко; тумбочка—книга; кастрюля—суп;
дупло—белка; нора—лиса;
улей—пчелы;
автобус—пассажиры; корабль—матросы; больница—врачи; магазин—покупатели.
Публикация «Консультация дефектолога „Учим ребенка размышлять“» размещена в разделах
Возможно ребенок назовет несколько вариантов. Обязательно отметьте его сообразительность!
«Назови слово» Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Для усложнения — можно на время (песочные часы, таймер). Например: Назови фрукты (яблоко, груша, апельсин); Назови овощи (огурец, помидор, капуста); Назови деревья (береза, дуб, сосна, ель); Назови транспорт (автобус, поезд, такси); Назови домашних животных (коза, петух); Назови диких животных (волк, лиса, тигр); Назови времена года (зима, весна) и т. д.
«Слово наоборот» Взрослый говорит слово, ребенок — противоположное. Для повышения интереса используйте мяч, движение вперед к заманчивой цели (ответил правильно, сделал шаг).
Например: большой—маленький; добрый—злой;
высокий—низкий; храбрый—трусливый и т. д.
«Спецзадание» Предложите ребенку стать шпионом и узнать чем похожи и отлича- ются: «Коньки и сапоги». Общее—это обувь, отличительное—на коньках катают- ся по льду, а в сапогах ходят по улице.
«Кастрюля и сковорода». Общее—это по- суда, отличительное—в кастрюле варят, в сковороде жарят.
«Телевизор и книгу». Общее—
прямоугольная форма, отличительное— телевизор смотрят, а книгу читают и т. д.
Учимся обобщать, сравнивать:
Обобщать и сравнивать можно предметы по цвету, вкусу, форме (круглый, квадратный, величине (высокий, низкий, предназначению в использовании (лежать, сидеть, отношению к родовой категории (посуда, мебель) и т. д.
«Найди лишний предмет, слово» Три пред- мета или слова объединены общим для них признаком, а один отличается и должен быть исключен. Следите, чтобы ребенок правильно объяснял свой выбор. Можно использовать реальные предметы или картинки:
например: мячик, кукла, ложка, кубик; Тарелка, вилка, карандаш, кружка; Диван, кровать, шкаф, телевизор.
«Отвечай быстро!» Вы с ребенком бросаете друг другу мяч и называете предметы в комна- те или в квартире красного цвета; квадратной формы; маленькие по размеру; предметы посу- ды. Затем задавайте два признака, например, назвать (показать) предметы посуды круглой формы; одежду красного цвета и т. д.
«Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (овоще, игрушке) или о ком (животном) он говорит и дает описание.
Например: это фрукт, желтого цвета, кислый; это животное с длинными ушами, зимой становится бе- лым. Затем поменяйтесь местами, ребенок за- гадывает, а вы угадываете.
Познавательное развитие ребенка с нарушением интеллекта заключается в формировании разных способов мысли- тельной деятельности.
Без специально организованного обуче- ния и коррекционной работы с детьми раз- витие мыслительной деятельности не проис- ходит.
Взаимодействие педагогов и родителей позволит решить задачи развития мышле- ния не только в условиях образовательной организации, но и в условиях повседневной жизни ребенка.
Систематические занятия с родителями помогут ребенку в :
• активизации мыслительной деятельности;
• обогащении словарного запаса;
• развитии устной речи;
• повышении интереса к обучению;
• успешности изучения программного мате- риала;
• целостному развитию личности.
Превратите занятие в игру. В игре вы можете установить правила—за верный ответ ребенок получает фишку или другую награду. Это вызовет дополнительную заинтересованность в игре. Если ребенок не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее вре- мя.
! Заниматься можно не
только дома. Это можно делать в дороге, на прогулке, сидя в очереди в поликлинике.