Ирина Дорофеева
«Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал: коробочка: с почвой, песком и мелкими камнями, семена овса; прозрачный сосуд с водой; кусочек почвы; чистый песок (промыть несколько 5-6 раз, просушить); сухая глина; увеличительное стекло; два спичечных коробка; 2-е посуды для замешивания «теста»; 2-е воронки; 2-а кусочка капрона; 2-е резинки; 2-а стакана водой; банка с водой; палочка – «мостик»; полоска ткани; 3-и пластиковые бутылки с отрезанным дном; почва : черноземная, глинистая, песчаная; блюдо; марля.
Публикация «„Почва“» размещена в разделах
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Программное содержание: продолжать учить детей проводить исследовательскую деятельность. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их свойства и качества. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов в быту и агротехнике. Обогащать и активировать состав.
Предварительная работа: за 20-ть дней до занятия были высажены семена овса в почву, в песок, в мелкие камешки. На протяжении всего этого времени дети вели наблюдение за ростом растений, а так же были сделаны зарисовки детей, как появились первые всходы. Провести опыт с глиной и песком.
Ход занятий:
Дети входят в группу и садятся вокруг стола, на котором стоит коробочка, в которой ранее были посажены семена овса.
Воспитатель начинает занятие.
- Ребята, вы помните нашу коробочку, в которую мы с вами посадили семена овса? (Да)
Рассказывает первый ребенок:
- Коробочка была разделена на 3 части. В 1-ой части коробки находилась почва. Я сделал в ней полочкой борозды и посеял в них овес. Затем присыпал семена землей и полил. Через 3 дня появились первые всходы, а через неделю всходов уже было много и я их зарисовал.
Рассказывает 2-ой ребенок:
- Во второй части коробочки находился песок. Я, при помощи палочки, сделала борозды в песке и посеяла семена овса. Затем присыпала семена песком и полила. Через неделю появился всего один всход и я его зарисовала.
Рассказывает 3-ий ребенок:
- В третьей части коробочки находились мелкие камни. Я посеял в них семена овса и полил. Через неделю не появилось никаких всходов.
- Значит, самые благоприятные условия для роста всходов были в почве?
Что же за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Вот на эти вопросы мы с вами сегодня ответим, проделав ряд опытов.
Опыт № 1:
Дети подходят к столу для опытов.
На столе стоит банка с водой.
- Ребята, давайте опустим комочек почвы в банку с водой и посмотрим, что произойдет? (на комочке появились прозрачные пузырьки)
- как вы думаете, что это? (воздух)
-конечно, воздух, который находился внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился и смешался с окружающим нас воздухом. Итак, значит, в почве находится воздух.
- в состав почвы еще входит песок и глина. Следующий опыт мы проведем с песком и глиной. С этим материалам мы с вами знакомились в прошлом году.
На столе в емкостях лежит чистый песок и сухая глина.
Воспитатель предлагает одному из детей щепотку сухой глины потереть между пальцами на лист бумаги. Затем ребенок проделывает тоже самое с песком.
- Что ты можешь сказать о глине и песке? (Глина на ощупь более мягкая, чем песок)
- Дети, это потому что глина состоит из пылинок, а песок из песчинок. Давайте рассмотрим их через увеличительное стекло.
Воспитатель подводит детей к выводу, что песчинки разной формы, разного размера и отличаются друг от друга. А пылинки все одинаковые. Поэтому на ощупь глина более мягкая, чем песок.
- А теперь давайте вспомним с вами, какой опыт мы с вами проводили с песком и глиной накануне.
Дети рассказывают, что они отмерили равное количество песка и глины и добавили в каждую посуду с материалом равное количество воды. Затем замесили «тесто» из песка и глины и положили в разные коробочки.
- а теперь давайте посмотрим, что же произошло с нашими песком и глиной после того, как они просохли.
- да у нас получились кирпичики из глины и песка.
- возьмите кирпичик из песка. Если на него надавить, что произойдет? (он рассыплется)
- а глиняный кирпичик? (он не рассыпался)
-Песок сыпучий из него можно лепить, только когда он сырой
- из глины кирпичик получился более прочным, потому что пылинки, из которых состоит глина, более плотно прилегают друг к другу.
- а сейчас у нас физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем. Отдохнем.
Вправо, влево – повернись.
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы, мы, ребятишки!
Замедляем дружно шаг.
И на месте стой, вот так!
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно.
Дети садятся на стульчики.
- как я вам уже говорила, в состав почвы входят песок и глина. Количество песка и глины в разных почвах различно. Если песка больше, чем глины, почву называют песчаной. Если глины больше, чем песка, говорят почва глинистая. А разные почвы обладают разными свойствами.
Вы обратили внимание, что после дождя, лесные и полевые тропинки просыхают по-разному. Песчаная тропинка уже через полчаса сухая – вода просочилась в глубь. А глинистая тропинка даже после небольшого дождя до вечера грязная. Значит песо хорошо пропускает влагу, а глина – задерживает воду
Опыт № 2:
Сейчас мы с вами в этом убедимся, проделав опыт.
На столе для опытов две одинаковые воронки, носики которых закрыты кусочками капрона, закрепленными резинками.
В одну воронку насыпаем песок в другую глину и заливаем их равным количеством воды и опускаем воронку в бутылку.
Дети помогают воспитателю делать опыт и наблюдают за происходящим.
Воспитатель подводит детей к выводу, что разные почвы удерживают и пропускают воду по-разному. Песчаная почва хорошо пропускает воду, а глиняная почва воду удерживает. Поэтому там, где песчаная почва, после дождя быстро становится сухо, а где глинистая почва, там долго грязно и сыро.
- мы с вами наблюдали, как вода просачивается через почву вниз. А может ли это происходит наоборот – снизу вверх?
Чтобы узнать это мы проделаем следующий опыт.
Опыт № 3:
Наполним банку водой и на перекинутый от края до края «мостик», повесим полоску из ткани. Ткань должна касаться воды. Наблюдаем. Постепенно тряпочка вся стала мокрой, а количество воды в банке уменьшилось. Что это значит? (ткань «подняла» воду)
-значит ткань способна «поднять» воду наверх. Но не только ткань может поднимать воду. Вы помните, что когда мы поливаем фиалку, мы наливаем воду в поддон, а через некоторое время а поддоне вода исчезает. Это значит корни растения подняли воду из поддона в свои стебли и листья. Но разная почва поднимает воду по-разному: одна быстрее другая медленнее. Убедиться в этом нам опять поможет опыт.
Опыт № 4:
На столе три пластиковые бутылки со срезанным днем. Наполняем бутылки сухой почвой до половины.
Берем почву черноземную. Посмотрите какая она черная. Кто знает, что такое перегной? (листья, веточки падают на землю и гниют под воздействием влаги и тепла. Так получается перегной). Правильно.
Берем песчаную почву. Что это за почва? (это почва в которой много песка)
и третью бутылку заполняем глинистой почвой. Что это за почва? (это почва, в которой много глины)
Обвяжем широкую часть каждой бутылки сложенным вдвое куском марли и осторожно поставим бутылки в таз.
Подливая воду, наблюдаем как она поднимается в почве.
Отметить с детьми в какой бутылке вода поднимается вверх быстрее
Дети помогают воспитателю делать опыт.
Подвести детей к выводу, что вода в разных почвах поднимается по-разному
- итак, в конце нашего занятия давайте подведем итог.
- Что входив в состав почвы? (воздух, песок, глина, перегной)
- какие почвы называют песчанистыми? (почвы с преобладанием песка)
- какие почвы называют глинистыми? (почвы с преобладанием глины_
- какие почвы называют черноземными? (почвы, где много перегноя)
- для чего нужна почва? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами провели опыты с почвой и узнали много интересного.