Оксана Юрьевна Акинина
«Перфокарты» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической практике все больше детей, которым неинтересна учебная деятельность, совместные мероприятия, они не хотят экспериментировать, рассуждать, наблюдать и т. д. Очень часто воспитатель сталкивается со следующими вопросами: «Как правильно обеспечить эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?».
Важнейшим условием повышения эффективности педагогической работы с дошкольниками является не расширение учебных задач, а развитие инновационных педагогических технологий, необходимых для повышения мотивации к обучению, улучшения взаимодействия ребенка и педагога, для самостоятельного усвоения знаний и умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Публикация «„Перфокарты“ как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В условиях современного дошкольного образования каждый воспитатель ищет новаторские подходы и методы для более эффективной работы. В эпоху информационного бума педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания, чего можно достичь в основном за счет самообразования.
Результатом поиска новаторских подходов для своей педагогической деятельности стало создание «перфокарт».
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
1. Под «перфокарту» кладется чистый лист, и ребенок, выполняя задание, проводит линии, вписывая ответ.
2. Воспитатель заранее кладет под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребенок ищет ошибки.
Использование пособия позволяет решить следующие задачи:
• Развитие графических навыков;
• Разъяснение и дифференциация словаря по лексическим темам;
• Развитие сенсорных представлений;
• Развитие грамматического строя и связной речи.
Пособие можно использовать в разных возрастных группах.
Перфокарты могут быть использованы:
- воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях;
- в рамках образовательной деятельности в режимные моменты;
- воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в детском саду и дома. Перфокарты - один из видов наглядных моделей, предназначенных для сравнения объектов, их классификации, соотнесения объекта по внешним и внутренним логическим признакам. Наглядное моделирование ставит ребенка в активную позицию, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует развитию наглядно-образного и концептуального мышления. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала в любой образовательной сфере. Дети воспринимают работу с ними как игру, что значительно повышает эффективность занятий. Ведь педагоги и психологи давно пришли к выводу, что знания и навыки, приобретаемые в игровой деятельности, более прочные, устойчивые и осознанные. В отличие от простых карточек с заданиями, перфокарты можно использовать повторно, поскольку задания выполняются фломастером, линии которого легко удаляются губкой. С помощью многократного проведения «дорожек» можно автоматизировать графическое мастерство дошкольника. Ребенок получает возможность действовать самостоятельно, выполняя работу в удобном для него темпе. После выполнения работы ребенок может выполнить самопроверку задания, либо дети могут проверить задания друг друга, то есть провести взаимную проверку, а при необходимости оказать взаимопомощь.
Настольная игра–перфокарта предназначена для индивидуальной работы. Развивает речевые процессы и мелкую моторику кистей и пальцев рук.
В работе со старшими дошкольниками я использовала дидактические игры с перфокартами по обучению грамоте, ФЭМП — "Найди место звука в слове", "Подбери звуковую схему", "Определи первую букву в слове", "Сравни числа", "Числовой домик", "Реши пример", «Соседи числа» и др.
После работы с готовыми перфокартами дети подготовительной группы по собственной инициативе изготовили свои перфокарты. Они обменивались мнениями, информацией, проявляли собственную фантазию, интересовались и были включены в активную работу со своими сверстниками. Работали самостоятельно и в команде. В процессе работы была создана атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и нацеленности на успех. На следующем этапе ребята обменивались своими "перфокартами" и выполняли задания, помогали друг другу.
Дидактическая игра: «Путешествие».
Цель: научить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Воспитатель отмечает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задачи могут быть как у одного ребенка, так и у всей группы детей.
Дидактическая игра «Найди такой звук в словах».
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, звук вставлен посередине, на столе картинки.
Ход игры. Дети находят картинки, на которых расположен определенный звук, вставляют их в кармашки, четко произносят данный звук при разговоре.
Дидактическая игра «Найди картинку».
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.
Дидактическая игра: «Починим одежду матрешке».
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, погоде, систематизировать, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная матрешка с геометрическими фигурами.
Ход игры: воспитатель говорит, что у матрешки порвалась одежда и предлагает детям починить ее с помощью геометрических фигур.
Дети выбирают геометрические фигуры, и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты.
Дидактическая игра: «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету:
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое…
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
Считаю использование данного подхода в работе с детьми очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.
Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, навыков и умений самостоятельного умственного труда. У воспитателя появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Перфокарты очень эффективны для проверки знаний детей при диагностировании, поскольку позволяют быстро проверить и отследить качество усвоения материала.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка. Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт позволяет : реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
Используемая литература:
1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е. Н. Панова. — Воронеж: Учитель, 2006.
2. Яковлева Н. А. «Игры с цветными модулями – основа формирования временных представлений у старших дошкольников» : Дошкольная педагогика 2009 - № 8.
3. Интернет источник: https://images.yandex.ru/