лариса липова
Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ход педагогического совета:
Педсовет
1. Вступительное слово.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Весь коллектив строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• охрана жизни и здоровья;
• противопожарная и техногенная безопасность;
• предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
• обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса : дети, сотрудники, родители. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
На что направлен ФГОС ДО?
ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно- психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентрируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
В чем заключаются в ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие»?
Решаются эти задачи в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, само регуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Здоровье сберегающие технологии можно разделить на:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья :
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психо-гимнастика);
-технологии обучения здоровому образу жизни :(физкультурные занятия);
-коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.,
-сказкотерапия;
- технологии воздействия светом – (правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).
Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья детей.
1. Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей, стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
2. Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы.
Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль.
Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровье сберегающие технологии в работе с детьми используются постоянно.
3. Дыхательная гимнастика.
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и при этом произносить слова. Также хорошо делать наклоны в стороны на вдох и выдох. Популярно в нашем саду и упражнение «часики» : детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
4. Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению.
5. Подвижные игры.
В детском саду подвижные игры имеют большое значение. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию. Именно потому, что этот вид деятельности является важной частью процесса воспитания, каждый родитель должен знать, какие именно подвижные игры интересны дошкольникам. Ведь это поможет использовать их в домашней обстановке.
6. Хороводные игры.
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
7. Ритмопластика — это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмическую музыку и чаще всего оформленная танцевальными движениями. Основным направлением данной программы считается: Раскрепощение ребенка в психологическом плане; Помочь обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников; Усовершенствовать коммуникативные способности. Развивают выносливость, силу; Формируют правильную осанку; Повышается прыгучесть и подвижность суставов; Улучшается координация движений.
8. Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
9. Корригирующая гимнастика - это несложный тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное расслабление других. Таким несложным способом можно обеспечить стройность осанки, профилактику сколиоза, а также нормализацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы
10. Ортопедическая гимнастика – это здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии - обучение здоровому и правильному образу жизни.
1. Утренняя гимнастика.
Регулярное (каждодневное) проведение утренней гимнастики (естественно, под руководством взрослых) постепенно приучает ребнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.
2. Бодрящая гимнастика.
Как комплекс мер, направленных на обучение здоровому образу жизни. Это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна. Можно выполнять эти упражнения на кроватках. Это самомассаж, прогулки по ребристым дощечкам, камням, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур.
После таких упражнений проводятся обширные умывания прохладной водой. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.
3. Занятия по физической культуре.
Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.
4. Физкультурные праздники – соревнования, эстафеты.
Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.
Коррекционные здоровье сберегающие технологии: массажи, терапии.
1 Массаж и самомассаж.
Основная цель массажа – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности.
Это такие упражнения, как:
• катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
2. Артикулярный массаж.
Массаж ушных раковин - артикулярный – применяется с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела. Применяется нами ежедневно.
3. Музыкотерапия.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях, танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах.
4. Сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое используют психологи и педагоги. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находят пути их решения.
5. Изо терапия.
Как самостоятельный метод арт – терапии, изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребнка. В изотерапии применяются различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага.
6. Логоритмика.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся логоритмические упражнения.
Выполняют движения с речевым сопровождением. В результате улучшается речь ребнка.
7. Артикуляционная гимнастика.
По рекомендациям логопеда на занятиях по развитию речи и обучению грамоте провожу артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения звуков.
8. Арт – терапия.
«Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, аппликация».
9. Песочная терапия
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в детском саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
А что же такое «здоровье», вы задумывались над определением этого слова?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «Здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются зачитать).
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, само регуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
А теперь выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета «Безопасность и здоровье детей дошкольного возраста».
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
5. Деловая игра
За каждый правильный ответ начисляются баллы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
1. Проблемные вопросы:
o Что может означать термин «эстет терапия»?
(Лечение красотой)
• Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?
(Воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела)
• Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?
(Физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ – нейролептиков, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и психическое оздоровление организма).
• Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?
( Прямая: чем больше упражняем руку – мелкую моторику, тем быстрее развивается речь ребенка. Философ Кант сказал: «Рука – это выдвинутый вперед мозг человека».)
• Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?
(Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).
• Какая пища может укреплять организм человека?
(Растения, которые укрепляют иммунную систему человека – овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.)
2. Приведите пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.
3. Продолжи фразу:
- Процесс изменения форм и функций организма человека - ….(физическое развитие)
- Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - (спорт).
- Основное специфическое средство физического воспитания - (физические упражнения).
- Детский туризм – это (прогулки и экскурсии).
- Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это (основные виды движения).
5. в чем заключается проявление детского творчества на занятии физическим воспитанием?
(во включении элементов двигательной активности в сюжетно-ролевую игру;
в создании игровых образов на занятии; в выделении личного времени ребенку для физической активности).
6. «Волшебное превращение»
Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания? ( Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).
7. Проблемная ситуация
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?
( организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически-чистом районе использовать как фактор закаливания.)
8. «Путешествие в историю» (командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл)
• Секретарь Гольштейнского посольства, посетивший Московию в 30-х гг. семнадцатого столетия, Адам Олеарий свидетельствовал : «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие». Перечислите причины долгожительства в Древней Руси (натуральная пища, бани, купание в естественных водоёмах - закаливание)
• Великий русский полководец А. В. Суворов с детства был слаб здоровьем. Как ему удалось вылечить себя? (закаливанием)
• Когда Суворов покорял Альпы со своими солдатами, он приказал им пить чай из травы, растущей там. Есть эта трава и на Руси. Как она называется? (Девясил, в народе считают, что она имеет девять сил и излечивает от многих болезней. Одной из таких сил является повышение сопротивляемости организма к холоду и недостатку кислорода)
9. Конкурс рекламы
Каждой команде сделать рекламу оздоровительного напитка.
6. Итог педсовета.
Проект решения педсовета
1. Продолжать работу над созданием условий для успешной реализации здоровье сберегающих технологий в тесном сотрудничестве с семьей.
Сроки: постоянно
Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели групп
2. Педагогам систематически повышать свой профессиональный уровень.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3. В процессе планирования уделять внимание организации самостоятельной двигательной активности, индивидуальной работе с детьми, работе с родителями.
Сроки: постоянно
Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели
4. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение года
5. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.
Сроки: в течение года
Ответственные: воспитатели.