Алина Полесская
Педагогические аспекты помощи семье с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания школьника. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому, решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей в общество.
Ребёнок, проживающий в семье, лучше развивает свою личность и раскрывает свои потенциальные возможности, чем в условиях, которые предоставляются ему в государственных учреждениях. Следовательно, семья является естественной средой, в наибольшей степени, влияющей на развитие ребёнка, раскрытие его индивидуальности.
Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзная проблема для семьи. Родители такого ребёнка переживают длительный и устойчивый стресс. Полное растворение в ребёнке влечёт за собой потерю родителями индивидуальности, препятствует росту и развитию их личности. Сопровождающие родителей чувство вины и стеснения приводят к формированию защитного механизма, самоизоляции. Это серьёзная проблема, так как для развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с окружающим миром.
Положение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является сложным как с социально-экономической точки зрения, так и с социально-нравственной.
Все эти причины обуславливают следующие особенности, характеризующие жизнь семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:
-родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;
-испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;
-стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;
-возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;
-нарушаются внутрисемейные отношения;
-у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.
Нужно как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам.
Любовь родителей и учителей должна быть основана на уважении к ребёнку, на умении вовремя оказать ему помощь.
Основа воспитательной работы – союз воспитателей, родителей и ребёнка. Очень важен контакт воспитателя и родителей.
Задача воспитателя – всеми доступными ему средствами добиваться взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании благоприятного климата и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения.
В школе созданы комфортные условия, тёплая и доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным и любящим, если в нём живут добрые люди. Педагоги совместно с родителями обсуждают план воспитательной работы на год, индивидуальные маршруты работы с каждой семьёй. Способов установления личностного контакта между воспитателями и родителями множество. И все они служат осуществлению связи учителя с родителями.
Достижение коррекционно-развивающего эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффективность использования её педагогического потенциала, что является одним из важных факторов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Контакт с родителем – повышение мотивации и вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, профилактическая работа с семьёй.
В ходе встреч проводятся индивидуальные консультации, даются дополнительные рекомендации для родителей и решаются следующие задачи:
1)Установление доверительных отношений с семьёй каждого ученика, объединение усилий для успешного психического развития ребёнка; создание благоприятной атмосферы эмоциональной взаимоподдержки друг друга;
2)Формирование у родителей практических умений создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка.
Хорошо, если хотя бы на несколько минут в день родители станут ребёнку другом в его играх и занятиях. Но при этом оставаясь и его наставником, незаметно предлагая все более сложные и требующие от него известных внутренних усилий задания. Так, рука об руку с взрослыми он будет подниматься по ступеням своего развития, как можно более полно используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня.
В нашей школе ведётся работа по следующим направлениям:
1. Проведение психологического диагностирования семьи.
2. Разработка основных направлений работы.
3. Использование различных психокоррекционных приёмов, направленных на оказание помощи.
Основные задачи психокоррекционной работы – помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть.
Школа помогает не только ребенку, но и его семье, общение со специалистами строиться таким образом, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своей беде. Все специалисты школы оказывают помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребёнок должен чувствовать, что близкие люди любят его, понимают и всегда готовы прийти на помощь.
Важным результатом работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплочённой, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.