МААМ-картинки

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений

Людмила Боева
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы

АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

В настоящее время значительно возросли требования к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня всесторонней готовности к обучению.

При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей и сформированности компетентностей, то есть готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности.

Публикация «Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений» размещена в разделах

Определены основные параметры готовности ребенка к обучению в школе: определенный уровень развития психических процессов, эмоционально-мотивационная готовность, наличие произвольности поведения, сформированности коммуникативных умений.

В последнее время остро встает вопрос о том, какова причина низкого речевого уровня нынешних дошкольников, а также низкий уровень общения со сверстниками? А ведь это важные коммуникативные умения. К сожалению, наш век характеризуется тем, что речевое развитие затруднено, так как общение заменяется просмотром телевидения и компьютером. А ведь эти умения будут являться теми качествами, которые необходимы будущему школьнику для успешного обучения и установления дружеских взаимоотношений со сверстниками.

В дошкольном возрасте большое значение в коммуникативном развитии имеет игра, которая является подлинной социальной практикой ребенка (А. В. Запорожец). Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, однако, при стихийном речевом развитии, лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение детей речи и речевому общению. Поэтому вся работа педагога должна быть сопровождающей, направленной в целом на формирование коммуникативных умений, осуществляемой в условиях учебно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Однако до настоящего время, хотя важность игры для развития ребенка постулируется многими исследователями, вопрос об эффективности игры как средства развития коммуникативных умений ребенка, освещен в научно-методической литературе недостаточно полно.

В связи с этим и была определена тема концепции: «Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ.

На современном этапе методологическими основами педагогического сопровождения выступают :

Личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.

Парадигма развивающего образования, утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную "психологизацию" педагогической практики.

Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения, ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации;

Системно-комплексный подход. Работа должна быть построена системно, постоянно, не прерываясь в течение необходимого времени. Преемственность и последовательность сопровождения. Целесообразно разработать комплекс мероприятий, помогающих решать наши проблемы с разных сторон.

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др. ;

Принцип «на стороне ребенка» : во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ :

Обеспечить сопровождение детей в процессе обучения общаться со сверстниками, создать условия для развития коммуникативных умений.

ЗАДАЧИ:

• Выявить у детей уровень развития такого коммуникативного компонента, как общение со сверстниками;

Развивать у детей умение общаться со сверстниками;

• Выявить типичные проблемы в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;

• Разработать модель сопровождения по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, основу, которой составляет система учебно-игровых ситуаций.

ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ :

1 этап - диагностический (выявление проблемы для сопровождения)

- диагностика уровня развития коммуникативных умений;

- определение трудностей и проблем в общении со сверстниками;

- наблюдение за ребенком в процессе самостоятельной деятельности и во взаимодействии со сверстниками;

- индивидуальная беседа с ребенком.

2 этап - проектировочный

- создание сопровождающим развивающей среды

- привлечение других специалистов, способных оказать помощь

- составление инд. маршрута сопровождения

- подбор игр по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;

- создание картотеки занятий по развитию умения общаться со сверстниками.

3 этап – деятельностный

Проведение игр, направленных на достижение максимальной согласованности:(«Сороконожка», «Изобрази», «Ожившие фигуры», «Работаем вместе», «Слепой и поводырь», «Лабиринт», «Путанка»);

Проведение развивающих занятий, направленных на развитие взаимодействия и сотрудничества:

Занятие - знакомство «Мой портрет». Учимся общаться друг с другом. Цель занятия: исследование особенностей самооценки участников, беседа с группой участников, развитие коммуникативных умений и групповой сплоченности. Упражнения: диагностическое задание «Какой Я?», коммуникативные упражнения «Наша команда», «Мои интересы и любимые занятия».

Занятие

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Оценка способов взаимодействия друг с другом.

Развитие графических навыков.

Развитие диалогической речи.

Развитие воображения.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, веревка, мел, сюжетная картинка «Два барана»

1) Упражнение «Певец»

2) Диалог по содержанию басни С. Михалкова «Два барана»

3) Рассматривание сюжетной картинки.

4) Рисование иллюстраций к басне.

5) Игра «Горная тропинка»

6) Игра «Бодались два барана»

Занятие «Мы – команда! Победы и достижения каждого!»

Цель занятия: развитие коммуникативных умений, умения анализировать, исследование особенностей самооценки и отношение к групповой оценке. Подведение итогов. Упражнения: коммуникативно-игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Чаша доброты», «Мои победы и достижения».

Использование игровых ситуаций, направленных на повышение речевого уровня: «Подбираем рифмы», «Где я был?», «Три линейки», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Узнай по звуку», «Король», «Верблюд и верблюжонок», «Почта».

Предполагаемый результат: актуализируется субъектная позиция в обучении и общении, о чём свидетельствуют расширение границ восприятия самого себя и других людей, повышение и обогащение знаний о себе, своих возможностях и особенностях, формирование и развитие коммуникативных умений, формирование позитивного психологического климата в детском коллективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

1. https://festival.1september.ru/articles/600572/Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6–7 лет по адаптации к обучению в школе "Я познаю себя, других людей и все вокруг" и родителей;

2. Шипицына Л. М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына – СПб, Речь, 2003.

3. Гурьянова О. Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений // Автореф. дис. канд. пед. наук, - М., 1999.-16 с.

4. Касицина,Михайлова, Юсфин Четыре тактики педагогической поддержки / http//selit.ru/modules/article/trackback.php/187

5. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования//Образование, 1996-№6

6. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Система работы с детьми по формированию тонких движений пальцев рук Анализ исследований за последние годы свидетельствует о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 19:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Боева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД