Людмила Боева
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня всесторонней готовности к обучению.
При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей и сформированности компетентностей, то есть готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности.
Публикация «Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Определены основные параметры готовности ребенка к обучению в школе: определенный уровень развития психических процессов, эмоционально-мотивационная готовность, наличие произвольности поведения, сформированности коммуникативных умений.
В последнее время остро встает вопрос о том, какова причина низкого речевого уровня нынешних дошкольников, а также низкий уровень общения со сверстниками? А ведь это важные коммуникативные умения. К сожалению, наш век характеризуется тем, что речевое развитие затруднено, так как общение заменяется просмотром телевидения и компьютером. А ведь эти умения будут являться теми качествами, которые необходимы будущему школьнику для успешного обучения и установления дружеских взаимоотношений со сверстниками.
В дошкольном возрасте большое значение в коммуникативном развитии имеет игра, которая является подлинной социальной практикой ребенка (А. В. Запорожец). Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, однако, при стихийном речевом развитии, лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение детей речи и речевому общению. Поэтому вся работа педагога должна быть сопровождающей, направленной в целом на формирование коммуникативных умений, осуществляемой в условиях учебно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Однако до настоящего время, хотя важность игры для развития ребенка постулируется многими исследователями, вопрос об эффективности игры как средства развития коммуникативных умений ребенка, освещен в научно-методической литературе недостаточно полно.
В связи с этим и была определена тема концепции: «Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ.
На современном этапе методологическими основами педагогического сопровождения выступают :
Личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.
Парадигма развивающего образования, утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную "психологизацию" педагогической практики.
Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения, ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации;
Системно-комплексный подход. Работа должна быть построена системно, постоянно, не прерываясь в течение необходимого времени. Преемственность и последовательность сопровождения. Целесообразно разработать комплекс мероприятий, помогающих решать наши проблемы с разных сторон.
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др. ;
Принцип «на стороне ребенка» : во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ :
Обеспечить сопровождение детей в процессе обучения общаться со сверстниками, создать условия для развития коммуникативных умений.
ЗАДАЧИ:
• Выявить у детей уровень развития такого коммуникативного компонента, как общение со сверстниками;
• Развивать у детей умение общаться со сверстниками;
• Выявить типичные проблемы в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать модель сопровождения по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, основу, которой составляет система учебно-игровых ситуаций.
ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ :
1 этап - диагностический (выявление проблемы для сопровождения)
- диагностика уровня развития коммуникативных умений;
- определение трудностей и проблем в общении со сверстниками;
- наблюдение за ребенком в процессе самостоятельной деятельности и во взаимодействии со сверстниками;
- индивидуальная беседа с ребенком.
2 этап - проектировочный
- создание сопровождающим развивающей среды
- привлечение других специалистов, способных оказать помощь
- составление инд. маршрута сопровождения
- подбор игр по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- создание картотеки занятий по развитию умения общаться со сверстниками.
3 этап – деятельностный
Проведение игр, направленных на достижение максимальной согласованности:(«Сороконожка», «Изобрази», «Ожившие фигуры», «Работаем вместе», «Слепой и поводырь», «Лабиринт», «Путанка»);
Проведение развивающих занятий, направленных на развитие взаимодействия и сотрудничества:
Занятие - знакомство «Мой портрет». Учимся общаться друг с другом. Цель занятия: исследование особенностей самооценки участников, беседа с группой участников, развитие коммуникативных умений и групповой сплоченности. Упражнения: диагностическое задание «Какой Я?», коммуникативные упражнения «Наша команда», «Мои интересы и любимые занятия».
Занятие
Цели: Развитие коммуникативных способностей.
Оценка способов взаимодействия друг с другом.
Развитие графических навыков.
Развитие диалогической речи.
Развитие воображения.
Оборудование: цветные карандаши, бумага, веревка, мел, сюжетная картинка «Два барана»
1) Упражнение «Певец»
2) Диалог по содержанию басни С. Михалкова «Два барана»
3) Рассматривание сюжетной картинки.
4) Рисование иллюстраций к басне.
5) Игра «Горная тропинка»
6) Игра «Бодались два барана»
Занятие «Мы – команда! Победы и достижения каждого!»
Цель занятия: развитие коммуникативных умений, умения анализировать, исследование особенностей самооценки и отношение к групповой оценке. Подведение итогов. Упражнения: коммуникативно-игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Чаша доброты», «Мои победы и достижения».
Использование игровых ситуаций, направленных на повышение речевого уровня: «Подбираем рифмы», «Где я был?», «Три линейки», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Узнай по звуку», «Король», «Верблюд и верблюжонок», «Почта».
Предполагаемый результат: актуализируется субъектная позиция в обучении и общении, о чём свидетельствуют расширение границ восприятия самого себя и других людей, повышение и обогащение знаний о себе, своих возможностях и особенностях, формирование и развитие коммуникативных умений, формирование позитивного психологического климата в детском коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:
1. https://festival.1september.ru/articles/600572/Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6–7 лет по адаптации к обучению в школе "Я познаю себя, других людей и все вокруг" и родителей;
2. Шипицына Л. М. ред. Комплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына – СПб, Речь, 2003.
3. Гурьянова О. Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений // Автореф. дис. канд. пед. наук, - М., 1999.-16 с.
4. Касицина,Михайлова, Юсфин Четыре тактики педагогической поддержки / http//selit.ru/modules/article/trackback.php/187
5. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования//Образование, 1996-№6
6. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки.