Елена Васюкова
Педагогические условия формирования творческого воображения у детей пятого года жизни средствами сюжетного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для педагогов
Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов.
Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, которая, являясь по сути творческой деятельностью, создает идеальные условия для решения этой задачи.
В исследовании проблем развития воображения накоплен значительный опыт определения сущности, генеза, условий развития и механизмов осуществления этого психического процесса у детей дошкольного возраста (Т. Рибо, Дж. Селли, З. Фрейда, К. Коффка, Е. П. Торренс, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Палагина, О. М. Дьяченко, В. В. Давыдов, А. Брай, А. Я. Дудецкий, И. М. Розетт, Е. А. Лустина, В. Т. Кудрявцев, Е. Е. Кравкова и др.); получены данные о специфике различных видов воображения (Т. Рибо, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, А. В. Запорожец, О. М. Дьяченко и др.) и роли освоения речевых и образных средств в процессе его развития (Т. Рибо, Дж. Селли, К. Коффка, Е. П. Торренс, Л. С. Выготский, А. Пайвио, О. М. Дьяченко, В. В. Давыдов, А. Брай, А. Я. Дудецкий, И. М. Розетт, Е. А. Лустина, Л. С. Коршунова, В. В. Холмовская, Е. Л. Пороцкая и др.).
Таким образом, накоплен огромный «багаж» теоретических знаний в этой области, но этого недостаточно, т. к. необходима дальнейшая разработка вопросов технологии творческого воображения.
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.
К сожалению, на сегодняшний день недостаточно методик, диагностирующих функциональные механизмы творческого воображения. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Именно, поэтому, темой нашей курсовой работы является «Педагогические условия развития творческого воображения у детей пятого года жизни средствами сюжетного рисования».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения средствами рисования у детей пятого года жизни.
Предмет исследования: деятельность педагога по реализации психолого-педагогических условий развития творческого воображения средствами сюжетного рисования у детей пятого года жизни.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия развития творческого воображения средствами сюжетного рисования у детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы по проблеме исследования.
2. Изучить возможности и особенности развития творческого воображения у детей пятого года жизни средствами сюжетного рисования.
3. Разработать педагогические рекомендации по совершенствованию творческого воображения у детей пятого года жизни средствами сюжетного рисования.
Методологические основы:
- положение о взаимосвязи воображения с действительностью, опытом человека в дошкольном возрасте как сензитивном периоде творческого воображения (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.);
- теория о деятельностном подходе в развитии личности ребенка (Д. Б. Эльконина, А. М. Леонтьева);
- положение о значении деятельности продуктивного характера в развитии творческого воображения (А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы и опыта
работы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- диагностические срезы;
- беседа с детьми;
- анализ продуктов детской деятельности (рисунков);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Воображение присуще только человеку. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [9,с. 103].
Воображение - это психический процесс создание новых образов предметов или ситуации путём перестройки имеющихся представлений полученных на основе прошлых восприятий. При этом, воображение означает создание образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Оно осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний [49].
По мнению Э. В. Ильенкова, сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ [45,с. 33].
Исследователь Е. А. Флерина подчеркивает, что сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества.
Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Тематика сюжетного рисования определяются, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- научить передавать взаимодействия между объектами;
- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Педагогическая технология – это явление многомерное: в теории и в практике работы образовательных учреждений на современном этапе существуют множество вариантов воспитательно – образовательного процесса. Рассмотрим несколько технологических подходов в процессе изобразительной деятельности.
О. А. Вепрева, исследуя взаимодействие изобразительной и художественно-речевой деятельности, выделила три этапа развития творчества :
- развитие эстетического восприятия и этической оценки;
- развитие выразительности рисунка;
- развитие творческой активности ребенка.
Исследования показали, что синтез, объединение, интеграция разных видов искусств и художественной деятельности намного эффективнее возможностей отдельных из них в плане развития творческого воображения, творческого мышления, следовательно, и творчества в целом.
В результате теоретического анализа психолого- педагогической литературы и опыта работы по проблеме исследования, нами выявлено состояние изучения психологических особенностей развития воображения у детей пятого года жизни в исследованиях по психологии (О. М. Дьяченко, Л. С. Выготского, Р. С. Немова, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, Л. А. Венгера и др.)
Нами выявлено понятие «воображение», доказаны его особенности в дошкольном детстве.
Воображение составляет основу творчества. Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка :
- это психический процесс создания новых образов предметов и ситуаций путём перестройки имеющихся представлений полученных на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний;
- это аналитико - синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком на данный момент. Воображение является его фокусом, центром его деятельности.
Воображение развивается в разных видах, особенно, в художественно - эстетических видах деятельности, а, именно, в сюжетном рисовании, что связано с развитием других психических процессов.
Творческое воображение – это создание новых образов из опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.
Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентуации, схематизации, гиперболизации и типизации.
Нами доказано, что сюжетное рисование выступает средством развития воображения детей дошкольного возраста и занимает значительное место в развитии творческого воображения.