Татьяна Сапрыкина
Проект для детей подготовительной группы «Пчела и дети — за жизнь на планете!»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I Паспорт проекта :
Тип проекта Введение. Актуальность проекта Гипотеза Проблема исследования Цель проекта, задачи Объект исследования Предмет исследования Практическая значимость проекта Методы исследования
II Реализация проекта «Пчела и дети – за жизнь на планете».
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Пчела и дети — за жизнь на планете!“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Этапы реализации проекта Первый этап – подготовительный Подбор литературы Изготовление макета «Пасека» Изготовление лэпбука «Пчелы! Вы нам нужны!»
Второй этап – реализация проекта (основной)
«Мы - исследователи».
Расскажу друзьям о пчелах Экскурсия на пасеку. (вертуальная) Магазин «Медовый спас- ярмарка меда» Серия интересных опытов - фотоотчет. Лэпбук «Пчелы! Вы нам нужны!»
Третий этап – заключительный Викторина «Ай, да Пчелка!» Семейный конкурс рисунков «Наша пчелка» Выставка «Медовая выпечка». Семейные посиделки «Чаепитие с медом». Презентация «Пчела и дети – за жизнь на планете!»
III Подведение итогов проекта.
Участники проекта : Вероника Карпунина (7 лет, воспитатели, родители и дети. Продолжительность проекта : краткосрочный (3 месяца).
Паспорт проекта
• Тип проекта : исследовательско – творческий Введение: С приходом весны просыпается природа, просыпаются и насекомые. Насекомые есть почти везде, поэтому наблюдать за ними легко и интересно. Я выбрала пчел. А почему я их выбрала? На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Весной и летом наша семья много времени проводит на даче, на пасеке. Ульи стоят у нас в саду, и когда деревья зацветают, можно наблюдать за работой пчёл. Первое солнышко, первые цветочки, и вот она – труженица пчела уже занята работой : строит соты, собирает ароматный и сладкий нектар, опыляет растения. Это очень трудолюбивые насекомые. Глядя на них, у меня возникло много вопросов: «А как устроена их жизнь? есть ли у них семья? Чем питаются? Как они общаются между собой? И у меня появилось огромное желание исследовать тайный мир этих интересных насекомых. Большую помощь в моем исследовании оказал мне папа, отвечая на мои вопросы, показывая жизнь пчел на пасеке, в обычной для них обстановке. От него я узнала, что пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, но и помогает решать экологические проблемы.
Актуальность проекта :
Пчелы — очень древние обитатели нашей планеты, и они всегда играли важную роль в жизни людей. Пчелы дают человеку высококалорийный продукт – мед. Мед не только продукт питания, но еще и лечебный продукт. Он заживляет раны, его используют для лечения простудных заболеваний. Пчелы опыляют многие растения и деревья. Благодаря чему, они дают семена и плоды. «Если исчезнут пчелы, то все живое на планете погибнет через 3–4 года», – к такому выводу давно пришел физик Альберт Эйнштейн. Не будет пчел – не будет опыления, исчезнут растения, животные, а в конечном счете, и человек. Не хочется думать о плохом, но медоносных насекомых с каждым годом действительно все меньше и меньше.
Гипотеза:
• Действительно ли, что без пчел обеднели бы, а может быть, и совсем исчезли с лица Земли многие представители высшей растительности?
• Какова польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства?
Проблема исследования:
• А все ли мы знаем о пчёлах?
• Их значимость в природе и жизни людей.
Цель:
Привлечение внимания подрастающего поколения к роли пчел в жизни людей.
Задачи:
• Познакомить детей с пчелиным царством.
• Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые.
• Расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск) и использовании их человеком.
• Дать представление о работе пчеловода.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
• Развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций.
• Воспитывать нравственное отношение к природе.
Объект исследования: пчелы.
Предмет исследования: польза пчел для человека и экологии.
• Практическая значимость проекта : (итоги проекта)
• В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
• Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия.
• Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико потому, что они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, тем самым вызывая у нас к ним большой интерес.
• Пчелы – синоптики. По их поведению можно определять погоду.
• Дети познакомились с трудом пчеловода
• Узнали о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства
• Имеют представление о блюдах, включающих в свой состав мед.
• Мы узнали, почему пчел становится все меньше:
Вышки для работы телефонов – электромагнитное излучение делает пчелу слабой
Газоны-не дают нектар и пыльцу (плохое питание пчелы).
• Результатом проекта мы считаем, удовлетворенность от общения, от проделанной работы.
Методы исследования:
• Изучение литературы и интернет – источников.
• Опрос родителей и детей.
• Наблюдения за жизнью пчел и работой пчеловода.
Реализация проекта «Пчела и дети – за жизнь на планете!»
Первый этап – подготовительный
Изучение литературы и интернет источников по данной теме (энциклопедия «Все обо всем», развивающий мультфильм о пчелах, обучающий фильм «Жизнь пчелы»,);
Просмотр презентаций «Мед и пчелы», «Мед и его целебные свойства»; просмотр мультфильма «Пчелка Майя и Кубок меда», Видео с Профессором «Все про мед»; Подготовка виртуальной экскурсии «На пасеку». Изготовление макета пасеки. Изготовление лэпбука «Пчелы! Вы нам нужны».
Второй этап – реализация проекта (основной)
Изучив литературу и подобрав весь необходимый материал по данной теме, мы с воспитателями моей группы приступили к реализации нашего проекта. Наблюдая за пчелами, я узнала так много интересного, что мне не терпелось поделиться своими знаниями с ребятами моей группы. Первым делом мы с воспитателями провели опрос детей, составили план беседы «Расскажу друзьям о пчелах» : Что вы знаете про пчел? Есть ли у них семья? Чем питаются? Где живут? Как они общаются между собой? Пользу или вред приносят пчелы?
С утра проснутся пчелки, Потом причешут челки, Умоются над лужицей И по лесу закружатся. Кто пчелок уважает И к ним не пристает, Того они не жалят, Тому приносят мед.
- У пчелы шесть ножек, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щёточки, а на задних ножках – как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит её с цветка на цветок. Пчёлы имеют длинный хоботок, им они и собирают нектар с цветов.
Пчелы бывают дикие и домашние. Все они живут семьями.
Матка - самая главная пчела. Она непрерывно откладывает яйца, из которых появляются новые члены семьи.
Рабочая пчела - все самки. Летают за нектаром, у них длинные хоботки, на конце которых маленький язычок. Им они слизывают нектар. А на лапках приносят пыльцу.
Пчела-няня ухаживает за маткой и за личинками. Пчела – охранник следит, чтобы пчелы из других ульев не залетали в их улей.
Пчела-строитель лепит из воска новые соты.
Трутни. В семье несколько крупных самцов. Они не собирают нектар и пыльцу, а следят, чтобы матка откладывала яйца.
Пчелы разговаривает при помощи танца. Это танец по «восьмерке», виляя брюшком. Так пчела сообщает, куда лететь за медом.
Дом домашней пчелы – улей, (у диких - расщелины, дупло).
Дом меда – соты.
Чтобы закрепить знания детей о пчелах, мы предложили им виртуальную экскурсию на пасеку. В ходе экскурсии рассказали, что невозможно заниматься пчеловодством, не имея пасеки. Первое, с чего нужно начать занятия пчеловодством – обустройство пасеки (Макет пасеки).
Пасека – не просто набор ульев для пчел. Сюда входят: домик пчеловода, зимовник для пчел, сотохранилище, домики-ульи.
Пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые пчелиные семьи, собирает мёд и пр. Обеспечивает зимовку пчёл, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.
Для работы пчеловод использует защитную одежду (она предохраняет от укусов пчёл, дымарь (Пчелы не любят дым, и пчеловоды используют для их усмирения специальное устройство, создающее густой дым). Помимо мёда пчеловоды получают от пчёл воск, маточное молочко, пергу, пчелиный яд и т. д. Лишний мед (избытки меда) пчеловоды продают с пасеки, на рынке, сдают в магазины. В нашем городе есть несколько магазинов по продаже меда и других продуктов пчеловодства : воск, перга, уза, прополис. Мед бывает разный:
• Белоакациевый мед
• Гречишный мед
• Мед подсолнечный
• Липовый мед
• Полевой мед
• Цветочный мед
• Майский мед
• Клеверный мед
• Малиновый мед
• Мед с донника
• Шалфейный мед
Я с мамой была в магазине «Золотой улей» (есть магазин «Медовый спас», там мы купили 3 вида меда. Давайте исследуем, найдем его сходства и отличия. ( Качества: имеет цвет, запах, вкус – сладкий, бывает жидким, густым, твердым; липким. Свойства: не горит, растворяется в жидкостях, лучше и быстрее в горячих, чем в холодных, со временем твердеет, а при нагревании опять становится жидким.
2) Опыты и эксперименты № 1:
Сначала мы проводили опыты и эксперименты, чтобы научиться распознавать «Настоящий мед или нет?»
Опыт № 1 «Капелька меда».
Материал: мед
Ход: Предложить детям нанести капельку меда на руку (сверху) – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мед не капнет с руки, останется на руке. (Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед настоящий).
Опыт № 2 «Медовый крем".
Материал: мед
Ход: Предложить детям растереть каплю меда на руке (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мед. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мед.
Опыт № 3 «Медовый пузырик».
Материал: мед в пластиковой бутылке
Ход: Емкость, наполненную не полностью медом (2/3, перевернуть вверх дном. Поднимется большой пузырь к верху, а снизу поднимается маленький пузырь – это настоящий мед.
Опыт № 4 «Медовый стакан».
Материал: стакан с водой, мед, ложка.
Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.
Опыт № 5. «Синий мед».
Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мед.
Ход: Капнуть в воду с медом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мед. Опыт № 6. «Мед и хлеб». Материал: кусочек хлеба, мед. Ход: Если в мед на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед. Опыт № 7. «Мед и уксус». Материал: мед, вода и уксус. Ход: Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.
Опыт № 8. «Мед и химический карандаш». Материал: мед, бумага, химический карандаш. Ход: Размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь химическим карандашом. Если рисунок станет синим - значит мед настоящий.
Опыты и эксперименты № 2:
Эксперимент с пчелой. Однажды я решила угостить пчел медом. Я налила на стеклышко меду и положила его недалеко от улья. Поймала пчелу стаканом и перенесла ее на стеклышко с медом. Пчела увидела мед и начала его есть. Я наблюдала за ней. Она наелась меду и полетела обратно в улей. Через некоторое время из улья вылетела другая пчела, подлетела к меду и тоже начала есть. Наевшись, улетела, и тут же снова вылетела пчела и полетела прямо к стеклышку с медом, как будто заранее знала, что там есть мед. Вывод: Пчелы знают, что на стеклышке мед. Откуда? Я решила спрятать стекло с медом. Вдруг из летка вылезла пчела и полетела прямо к тому месту, где раньше лежал мед. Она увидела, что мед куда-то исчез, и принялась жужжать и кружиться над этим местом. Она не хотела улетать. Тогда я положила стекло с медом на прежнее место. Пчела быстро нашла мед, наелась и улетела. Я взяла стекло и положила его немного подальше и стала наблюдать. Пчела вылезла из улья и полетела не к стеклу с медом, а на старое место. Мне показалось, что она удивилась, когда не нашла мед. Она долго кружилась и нашла стекло с медом на новом месте. Зато следующая пчела полетела сразу на новое место. Я еще долго следила за пчелами. Несколько раз я перекладывала мед на новое место и пчелы не могли его сразу найти; если же мед оставался на старом месте, пчелы быстро находили его. Вывод: Пчелы разговаривают между собой.
Опыт № 1 «Огонь и мед».
Материал: бумага, зажигалка, мед.
Ход: Поджигаем бумагу, на которой мед, – место с медом гореть не будет.
Опыт № 2 «Память меда».
Материал: глубокая тарелка, вода, мед.
Ход: В тарелку, по середине, помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунд можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед (память меда).
Опыт № 3. Собственный мед (по рецепту).
Материал: крупная, спелая дыня, сахар.
Ход: Берем крупный, спелый плод - дыню. Тщательно моем, срезаем образную крышку у плодоножки и вычищаем от семян. Затем ее помещаем в чистую емкость и в полученную полость плода засыпаем сахар, столько сколько поместится. Закрываем срезанной из дыни или тыквы крышкой, а сверху дополнительно накрываем емкость до полной герметичности и помещаем в темное сухое место на ферментацию при комнатной температуре. Через две недели искусственный мед будет готов.
Чтобы его использовать, необходимо проделать отверстие в дне дыни и дождаться, пока он вытечет в емкость, в которой плод стоял все это время. Затем его аккуратно удаляют, а полученный мед сливают в стеклянную банку. Срок хранения у него не более месяца с момента готовности.
Опыт № 4 «Волшебный крем для мамы».
Цель: изготовление крема из здоровых продуктов.
Материал: кефир, лимон, мед
Ход: Берём половину стакана кефира — 3.2%, в него добавляем жидкий мёд, чтобы его можно было размешать, после чего капаем 3-5 капель сока лимона. Наносим маску на руки легкими массирующими движениями. Ждём 20 минут и после покрываем питательным кремом.
«Мёд и твоё здоровье» Издавна мёд люди использовали для приготовления пищи, напитков, в лечебных целях, в качестве консерванта для продуктов, а также при строительстве (для изготовления цемента).
Знаменитый врач Авиценна рекомендовал есть мёд. Он считал его средством для продления жизни, сохранения даже в старческом возрасте ясности ума и работоспособности. Этот продукт исследовался многими учёными, которые подтвердили его лечебные свойства при ряде заболеваний.
Мё д просто незаменимое средство при простудных заболеваниях: бронхите, гайморите, отите… Его и другие продукты пчеловодства используют при кашле, насморке (закапывают в нос, при отите (используют прополис). А также, для заживления ран, для снятия воспалительных процессов, недомоганий желудочно-кишечного тракта и сердечно сосудистой системы.
Чтение художественной литературы:
- Чтение сказок: «Как пчелы домик строили» С. Младова, «Приключения пчелки Майи» В. Бонзельс, «Зимовка пчел» Н. Кокарев и Б. Чернов, И. А. Халифмана «Шмели и термиты» и «Они летают по заданию»; -Чтение и заучивание стихов и четверостиший о пчелах; - Просмотр мультфильмов: «Пчела Майя», «Жу – жу – жу» (о доброй трудолюбивой пчелке); - Просмотр презентаций: «Строение пчелы», «Как устроен улей», «Мед – это полезно»; - Просмотр фильмов о пчелах; - Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
Пословицы и поговорки:
• «Трудолюбивее пчелы никого нет»;
• «Маленькая пчела человека большому уму учит»;
• «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает»;
• «Без матки рой не держится»;
• «Трутням – праздник и по будням»;
• «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут»;
• «Одна пчела много меду не наносит».
Дидактические игры: - «Собери насекомое» из многоугольников; - «Четвертый лишний»; - «Пчелы»; - «На полянке». Сюжетно – ролевые игры: «Приключения в лесу». Театрализованные игры: - Музыкально – театрализованное представление «Пчелки – добрые подружки». Художественное творчество: - Рисование на тему: «Пчелка на цветочке»; - «Дорисуй пчелу по образцу». Лепка: «Пчелы», «Пчеловод. Аппликация: Объемная аппликация «Пчелка». Лэпбук «Пчелы! Вы нам нужны!»
Хорошо вместе делать одно дело! Ребята с удовольствием мне помогли собрать лэпбук. Хорошо работать в команде – тебе всегда помогут и поддержат!
Третий этап – заключительный (Презентация проекта)
• Семейный конкурс рисунков «Наша пчелка»;
• Викторины «Ай, да Пчелка!» (для детей и для родителей).
• Выставка «Медовая выпечка».
• Семейные посиделки «Чаепитие с медом».
• Листовки, плакаты, выпущенные в процессе реализации проекта.
• Презентация проекта «Пчела и дети – за жизнь на планете!»
Литература:
1.«Все обо всем», популярная энциклопедия для детей
2. «Юный натуралист» №6 2007 год. Ю. Новиков «Насекомые – синоптики».
3. Большая энциклопедия природы. – М. ООО «Мир книги» 2004 год.
4. Махлин М. Д. / Насекомые. - СПб. : «БКК», 2009.
5. Хоффман Г. «Кто живет на лугу». М. ООО Издательство «Мир книги» 2008год. Стр. 96.
6. Интернет ресурсы.
7. Петров В. А. Традиции пчеловодства
8. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование. –2008
9. М. К. Шевчук «Пасека, пчелы и мед».
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-150777-1586756632.jpg[/IMG]