Елена Гончар
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитания дошкольников
средствами физической культуры».
Сущность понятия «патриотизм» охватывает спектр глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формировались уже в древности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать!
Патриотическое воспитание следует начинать с самого детства, так как именно в эти годы у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. А яркие воспоминания с детства оставят неизгладимый след в дальнейшем формировании личности ребенка, а потом и взрослого гражданина своего Отечества.
Я считаю, что одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом. В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007г. отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Целью своей работы по патриотическому воспитанию дошкольников я выбрала воспитание морально-волевых качеств дошкольника, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности средствами физической культуры, а также спортивно-массовых мероприятий и развлечений.
Задачи я ставила следующие:
1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивных мероприятиях.
2. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, город, страну.
6. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, мероприятий и соревнований.
В своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников я использую следующие методы:
-организация тематических спортивных праздников;
- участие в проектах;
- участие в конкурсах;
- участие в акциях;
- экскурсии;
- работа с родителями (совместно-родительские проекты, совместные мероприятия).
На решение задач спортивно – патриотического воспитания детей в нашем саду создан проект «Соколята», работа с детьми подготовительной к школе группе 6-7 лет: в течение года проводятся сюжетные занятия с элементами строевой подготовки на военную тематику. Данные занятия являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и чётко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
А ещё в нашем детском саду, действует проект «Первые шаги к ГТО», подготовка и мотивация детей 6-7 лет к сдаче первой ступени норм ГТО. Комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Предлагаемые формы занятий физической культурой позволяют дошкольникам не только выполнить технически правильно, но и способствуют их личностному развитию и повышению уровня патриотического самосознания.
Эффективным методом в системе патриотического воспитания средствами физкультуры и спорта является проведение целевых прогулок в парки и скверы, экскурсий к памятникам и мемориалам.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и мероприятия. А если праздники проходят еще и с привлечением родителей, то они становятся активной формой совместной работы, которая помогает укреплять внутрисемейные отношения. В нашем саду внедрена стажировочная площадка по ЗОЖ. Это долгосрочный проект под названием «Скандинавская ходьба – первый шаг к здоровому образу жизни», который позволяет максимально мотивировать и вовлекать детей и родителей в систематические занятия Скандинавской ходьбой на свежем воздухе, с учетом их индивидуальных, психологических и физических особенностей. Такие мероприятия формируют потребность в физической культуре у всей семьи, развивают у детей активность, стремление к достижению успеха, выдержку и настойчивость, честность в отношениях со сверстниками, создают эмоциональный положительный настрой. Ведь важно то, что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Хочу подробнее представить часть мероприятий, проводимых в нашем учреждении с целью патриотического воспитания, средствами физической культуры и спорта.
Тематические спортивные праздники:
Физкультурно-музыкальные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач.
Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.
К дню здоровья «Будьте здоровы!»
К дню России «Моя Россия!»
К дню семьи «Мы на свет родились, чтобы счастливо жить!»
Спортивные квесты:
Одной из интерактивных форм, позволяющих задействовать всех участников образовательного процесса, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности, является квест. Квест популярен среди детей и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. В детском саду она знакома нам под таким названием, как игра по станциям.
К дню защитника Отечества «Школа молодого бойца»
К дню космонавтики «Звёздный десант»
К дню Победы «Зарница»
Акции:
Акция – это социально значимое, комплексное мероприятие, действие для достижения какой-либо цели. Важным условием успеха акции является мотивация – осознанное отношение к делу и действиям. Акции дошкольников – это одна из эффективных форм работы, которая направлена на развитие нравственных и личностных качеств детей.
Участие в акции «Своих не бросаем»
Участие в акции «Водорослям крышка»
Участие в акции «Лапы, уши, хвост» и т. д.
Проекты:
«Соколята»
«Первые шаги к ГТО»
На занятиях физической культурой в нашем детском саду мы учитываем индивидуальные способности каждого ребенка и поддерживаем все их начинания и достижения.
Совместно-родительские проекты:
«Скандинавская ходьба – первый шаг к здоровому образу жизни»
В рамках нашего проекта мы привлекли не только детей старшего, подготовительного к школе возраста, но и родителей, к занятиям по Скандинавской ходьбе. Участвуя в реализации данного проекта, мы расширили представления детей и родителей в необходимости заниматься Скандинавской ходьбой, сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом.
«Игры нашего детства»
К сожалению, мы сегодня наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые игры, скакалки, считалки, городки и мячи. Обидно, когда игра «умирает» потому что её забыли, что в неё стало некому играть. А ведь игра – это своеобразный результат освоения ребенком социокультурного опыта. Дворовые игры не просто развлечение. Дворовые игры ещё и обучение. В этих играх дети учатся общению и умению создавать команду и преданно играть в ней, учатся быстро соображать, прыгать и бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.
Участие в конкурсах:
Детские конкурсы способствуют развитию, как чувства первенства, так и стремления к саморазвитию, воспитанию успешного ребенка в целом. Участвуя в конкурсах, ребенок учится работать, а поддержка со стороны семьи во время конкурса благотворно влияет на сплочение всех участников соревновательного процесса.
Районные соревнования среди воспитанников дошкольных учреждений «Рекордный прыжок»
Районный конкурс среди воспитанников дошкольных учреждений «ГТО глазами ребёнка» (рисунки детей)
Районные соревнования среди воспитанников дошкольных учреждений «В хоккей играют настоящие мужчины»
Районные соревнования среди воспитанников дошкольных учреждений «Звёздный десант», «Звёздная эстафета»
Районный конкурс среди воспитанников дошкольных учреждений «Барбарики в космосе» (спортивный танец)
Подводя итог, хочется сказать, что посредством совместной деятельности физкультурной направленности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.