МААМ-картинки

Патриотическое воспитание старших дошкольников на традициях Кубани

Кулькова Ольга
Патриотическое воспитание старших дошкольников на традициях Кубани
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников на традициях Кубани» размещена в разделах

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Основные понятия «нравственный» и «патриотический» в народной педагогике являются взаимодополняющими понятиями для русского человека; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Патриотический – это нравственно- патриотическое воспитание понимается как целенаправленная деятельность.

Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

Традиция – это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиций характерны : бережное отношение к сложившемуся раннее укладу жизни как к культурному наследству прошлого. Традиции бывают : национальные, культурные, бытовые.

Известно, что традиция включает в себя не только передачу в течение длительного времени в определенных социальных группах от поколения к поколению отобранных духовных ценностей: идей, обычаев, норм поведения, обрядов, но и приспособление их к новым условиям жизни, их видоизменение и трансформацию. Благодаря традициям всякая система жизнедеятельна. Ценность традиции – умение новых поколений увидеть, узнать и понять эти вечные истины в старых традиционных формах.

Обычаи – это общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна укоренившийся в быту какого-либо народа.

Фольклор - это устное поэтическое творчество широких народных масс писал в Ю. М. Соколов Н. И. Кравцов дал следующее итоговое определение народного творчества: «Фольклор – особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах» в науке имеется множество трактовок и определений «культуры». В данной работе культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс передачи культурного наследия, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают компоненты народной культуры: народные традиции, обычаи, обряды и праздники, в которых проявляются дух народа, его нравы, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку.

Праздник, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, - это день торжества, установленный в честь или память кого или чего-либо. Традиционный народный праздник представляет собой комплекс народных обрядов, ритуалов. Действительно, культура праздника слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, костюма и обычаев.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группы на тему: «Национальная одежда кубанского казака и казачки»

Цель: продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, ее назначении, названии.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с кубанским орнаментом.

Развивающие: развивать интерес у детей к национальным костюмам.

Воспитательные : воспитывать желание следовать старинным традициям.

Материалы: куклы в национальных костюмах: казак и казачка, иллюстрации, детские казачьи костюмы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникативная», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическое развитие».

Ход деятельности:

Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в кубанские костюмы заходят в группу.

Воспитатель : Здравствуйте дорогие гости, милости просим, заходите, присаживайтесь. (гости здороваются и присаживаются).

Воспитатель : Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в кубанских костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше люди на Кубани. Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень, много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюмов казаков. Какая ребята?

( ответы детей: еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары)

Воспитатель : Молодцы, посмотрите на эту картинку, чего не хватает в костюме этого казака.

( ответы детей: на голове носили шапку, на ногах у казака должны быть сапоги, кинжал и сабля вешались к поясу казака)

Воспитатель : Совершенно верно, в казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть ее надевали по праздникам. А сейчас поиграем, а заодно и проверим, как вы знаете части костюма казака. Возьмите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выигрывает.

Воспитатель : Все справились с этим заданием, а теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетение кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

( ответы детей: костюм состоял из юбки и кофты)

Воспитатель : Все верно, из какого материала шили одежду?

( ответы детей: одежду шили из ситца, шелка, бархата)

Воспитатель : Правильно, а какие детали украшали одежду?

( ответы детей: внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными)

Воспитатель : а как украшали кофты, блузки?

( ответы детей: кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом)

Воспитатель : А как в праздники одевались казачки?

( ответы детей: на праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата, на голову надевали красивые платки, на ноги надевали полусапожки, украшали шею бусами)

Воспитатель : Дети какую прическу носили казачки?

( ответы детей: молодые девушки носили косу и вплетали в нее разноцветные ленты, женщины заплетали волосы вокруг головы)

Воспитатель : Вы все правильно ответили, молодцы. Хочу только добавить, что женщины – казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки. Какой костюм считался самым красивым?

( ответы детей: костюм молодых женщин и невест)

Воспитатель : Как украшались рукава рубах?

( ответы детей: рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой)

Воспитатель : Правильно, ребята здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.

(дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом)

Воспитатель : Хорошо, а еще все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших братьев и сестер, так как семьи были большими, и детей было много. Но жили дружно, любили веселиться. Как проводили праздники кубанские женщины?

( ответы детей: женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы)

Воспитатель : В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы кубанских народных ремесел. В нашем крае постоянно проводятся праздники, фестивали. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки. Ребята, что вы сегодня узнали нового?

(ответы детей)

Народная игра «Ручеек»

Народная игра «Кубаночка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

Подготовила воспитатель :

Кулькова Ольга Александровна.

г. Приморско-Ахтарск

Как воспитать маленького патриота?

1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построть дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Пословицы и поговорки о Родине

Человек без Родины - соловей без песни.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Дома стены помогают.

Без корня и полынь не растет.

Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.

Бережному отношению к книгам, способствует наглядный пример родителей, развитие интереса к книге. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием как «Совместный поход в библиотеку» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге и воспитать любовь к чтению. Ведь чем больше ребенок слушает сказки, рассказы, стихи, тем шире у него кругозор, больше словарный запас, что в свою очередь в будущем способствует развитию успешной, грамотной личности.

Дети очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. В нашем городе есть Обелиск памяти погибшим войнам, организуйте к нему совместный поход и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. Есть и другие достопримечательности, которые вы можете посетить вместе с ребенком. В городском музее вы совместно с ребенком узнаете о истории родного города, природе Урала его богатстве.

Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

Расскажите ребенку о своей работе, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде. Для этого можно использовать материал, который можно найти в интернете, в библиотеке.

Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», или «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного на нашей улице».

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой – зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с героическим поступком, он приобрел эмоциональный опыт и положительный пример. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина»Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина» Программное содержание: Цель: воспитание любви к Малой Родине. Задачи: Образовательные: Закрепить умение узнавать и называть государственные.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Патриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войнеПатриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войне В истории любой страны хранится память о великих войнах и людях, совершивших подвиг во имя своей Родины. Четыре года Великой Отечественной.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание старших дошкольников на традициях Кубани
Опубликовано: 1 июля 2023 в 15:07
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников на традициях Кубани» (включая файлы) размещена пользователем Кулькова Ольга (УИ 2230556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД