Уханова Евгения
Консультация «Пасхальные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле. Но, к сожалению, с каждым годом праздники забываются, отходят на второй план. Именно поэтому детей надо приобщать к народной культуре уже в детском саду.
Цель:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интересов к традициям празднования христианского праздника «Пасха»
Публикация «Консультация „Пасхальные традиции“» размещена в разделах
Задачи :
Образовательные:
• Способствовать формированию личности ребенка как носителя нравственных ценностей;
• Познакомить с историей возникновения праздника, утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского фольклора;
• Обобщить знания по основным темам: “Русские народные сказки, потешки и песни”, “Узоры и орнаменты”, “Праздники народов мира”;
• Закрепить и расширить умения и навыки рисования акварелью на бумаге.
Развивающие:
• Формирование художественно – эстетического вкуса; развитие творческой индивидуальности каждого ребёнка;
• Активизация творческой фантазии и воображения;
• Развивать творческие возможности детей, мелкую моторику рук, память и речь детей.
Воспитательные:
• Воспитание любви к своей земле, к своему народу;
• Приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
• Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Целевая аудитория: воспитанники логопедической группы 6-7 лет.
Место проведения мероприятия : группа детского сада.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование и наглядный материал: Выставка детских рисунков «Узоры и орнаменты»; Выставка пасхальных открыток; Подборка книг «Русские народные сказки»; “крашеные” пасхальные деревянные яйца, композиция ”пасхальное дере-во”; аудиокассеты с записью стихов, потешек, русских народных песен.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодня у нас опять необычное занятие.
Вы видите много знакомых и не знакомых вам предметов. Все эти предметы пригодятся нам для занятия.
Но сейчас давайте посмотрим на доску. (Открыть выставку детских рисунков «Узоры и орнаменты».) Это выполненные вами узоры и орнаменты. Как они красивы и ни один не похож на другой.
На предыдущем занятии мы с вами уже говорили, что же такое узоры и орнаменты.
Вспомним рисунки к русским народным сказкам, которые мы читали.
Я сейчас вам раздам книги, внимательно рассмотрите их. (Колобок; Волк и семеро козлят; Лиса и заяц; Мужик и медведь / рассматриваются книги, где персонажи изображены в русской национальной одежде).
Где здесь мы встречаемся с орнаментами?
Дети: На домиках и одежде. ( Избы: конёк крыши, наличники окон, косяки дверей. Одежда: горловина, рукав, подол, поясок и т. д.).
Воспитатель: А где же в наше время мы можем увидеть орнаменты и узоры?
Дети: На тарелках и чашках, на обоях, на домах в деревне…
Воспитатель: Отлично. Узоры и орнаменты дошли до наших дней в виде украшения на посуде, на одежде, бордюров на обоях, в виде гирлянд и т. д. Ещё мы обязательно рисуем их в этот праздник на (Открыть экспозицию художественных плакатов и открыток «Пасхальное яйцо».)
Дети: На пасхальных яйцах.
Воспитатель: Конечно. А для чего нужны пасхальные яйца, что это такое – Пас-ха? (на доске модуль со словом Пасха). Пасха - это христианский религиозный праздник, который отмечает смерть и воскресение Христа.
У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в Пасху. Давай перенесёмся в прошлое нашей страны и рассмотрим их.
Прослушайте стишок :
Ой, весна моя, ты весняночка!
Из – за тёмных лесов, из – за синих морей
Приходи! Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки!
Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: Кого мы закликали? (Весну)
Какие старинные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Пасху).
Воспитатель: Прочитаем на доске : Пасха. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Считается, что в этот день Сын Божий Христос воскрес из мертвых.
Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все верующие в этот праздник задолго до полуночи, в светлых одеждах, собираются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются в торжественные, парадные одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест (звон колоколов) возвещает о наступлении великой минуты Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходят и вместе с народом обходят вокруг церкви с пением. В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем радость Светоносного Праздника.
Раньше на Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Воспитатель: Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов (включается аудиозапись «Пасхальный перезвон»). Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? (Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное).
Воспитатель: Хотя Пасха — одно из наиболее важных событий христианского календаря, она хранит древние, дохристианские обычаи и ритуалы. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашенное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником, берут с собой, отправляясь в гости.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы видите на выставке! А как вы думаете, ребята, зачем же красят или разрисовывают яйца для этого праздника?
Дети: Чтобы были красивыми и нарядными.
Воспитатель: Говорят, что эта традиция зародилась еще в Древнем Египте. Сведения о раскрашенных яйцах встречаются и в средневековых источниках. Во время поста запрещалось потребление яиц. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, а чтобы они сохранялись как можно дольше, их варили. Как проще можно было отличить вареное яйцо от сырого? Только разукрасив его!
В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» – и ответным : «Воистину воскресе!»
Воспитатель: Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В Пасху повсюду звучала музыка. Ещё на пасху на Руси весёлые хороводы водили!
Давайте и мы так сделаем. (Дети встают в круг и под звуки русской народной песни «На горе – то калина» начинают хоровод / включается аудиокассета).
Воспитатель: С каким настроением вы водили этот хоровод?
Дети: С весёлым, радостным, светлым, озорным…
Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь тихонько садитесь на места.
Давайте подведём итоги.
Воспитатель:
Дети, с каким праздником русского народа вы познакомились сегодня?
Что вы узнали нового, интересного?
Какие незнакомые слова вам повстречались? (Пасха, благоговейно, благовест, фимиам, трезвон).
Какое у вас сейчас настроение?
Давайте сейчас с этим прекрасным настроением раскрасим наши наброски пасхальных яиц, которые мы приготовили с вами на прошлом занятии.
Готовые рисунки собираются, и оформляется выставка творческих работ воспитанников.
Список использованной литературы
1. Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.
2. Книга для воспитателей детского сада. Занятия по изобразительной деятельности детей. Комарова «Просвещение», 1991.
3. Книга для учителя по воспитательной работе. Творчество в начальных классах. Перевертень «Просвещение», 1988.
4. Учебно – методическое пособие «Цветные ладошки». Лыкова «Карапуз», 2005.
5. Русские народные сказки. (Издания разных лет).
6. Подборка статей из газет и журналов (в том числе журналы «Завуч», «Начальная школа», газета «Первое сентября»).
7. Сборник русских народных песен, частушек.