Альфия Шарибжанова
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование устной речи, навыков речевого общения посредством пальчиковых игр.
Задачи:
- развивать у детей основы речевой активности с помощью речевых игр и упражнений.
- создавать условия для проведения пальчиковых игр и упражнений учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
- воспитывать интерес к развитию речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность: на сегодняшний день проблема речевого развития очень актуальна, так как многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС к концу дошкольного возраста ребенок достаточно хорошо должен владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого выражения в общении.
Существуют различные средства развития речи детей дошкольного возраста. Я считаю, что одним из наиболее развивающихся сейчас средств, являются пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому я считаю, что словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, в группе созданы все игровые условия для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.
Пальчиковые игры я использую во всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики проводиться регулярно. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные и интересные события.
В своей практике я часто использую игры :
• пальчиковые игры с предметами (развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции)
• активные игры со стихотворным сопровождением (побуждают детей к творчеству, развитию воображения);
• игры манипуляции (развивают воображение, речь и моторику рук);
• пальчиковые игры на основе сказок (помогают справиться с застенчивостью, развивают любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, память и внимание);
• пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (повышается эмоциональный настрой, развивается речь);
• нетрадиционные пальчиковые игры (развивают мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и творческое воображение).
Большое внимание уделяется работе с родителями. Родители, это первые помощники воспитателя подбадривать детей, чаще совместно играть дома.
С родителями проводятся консультации, беседы, рекомендации распространяются памятки, проводятся объяснения выполнения упражнений через электронные мессенджеры.
Благодаря проведению постоянной работы с детьми, я заметила, что речь детей развивается. Дети начинают говорить более связно, понятно. Стараются выражать свои мысли, расширился словарь детей, улучшилась координация артикуляционного аппарата.