Татьяна Ларина
Ознакомления с железной дорогой и профессиями магистрали средствами игр нового поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад №100 ОАО «РЖД»
Мастер-класс
«Активация логического мышления детей
в процессе ознакомления с железной дорогой и профессиями магистрали
средствами игр нового поколения»
Воспитатель ВКК: Ларина Т. В.
Воронеж 2019 г.
Публикация «Ознакомления с железной дорогой и профессиями магистрали средствами игр нового поколения» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Игры для детей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Согласно ФГОС, главной целью системы дошкольного образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И так как развитие современного социума носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые бы позволяли им успешно адаптироваться к подобным изменениям.
Как известно, в 2017 год был объявлен нашим президентом годом экологии. Второй знаменательной датой 2017 года является 180-летие Российских железных дорог. Поэтому в своей работе стараюсь акцентировать внимание детей на эти знаменательные даты. Но более подробно остановлюсь на железнодорожной тематике. Объясню почему? Ведь путешествовать любят все: и взрослые, и дети. Это интересно и увлекательно, это дает возможность увидеть и открыть для себя что-то новое, неизвестное. А умение наблюдать в процессе познания нового рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, чёткость и красоту речи, таким образом, развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Мои дети тоже хотят увидеть весь мир и рады путешествиям на поезде. Почему на поезде? Да потому, что они – воспитанники д/с 100 ОАО «РЖД», живущие в славном городе железнодорожников – Воронеже, в Железнодорожном районе; потому что большинство их родителей работают на железной дороге. А ещё потому, что ближайшие к детскому саду социально-значимые объекты (станция Отрожка, Локомотивное депо Отрожка, вагоноремонтный завод «Вагонреммаш», заводской парк, железнодорожный колледж) формируют у детей устойчивые представления о важности и значимости труда железнодорожников.
Несмотря на кризис, компания ОАО «РЖД» является одной из ведущих компаний России. Благодаря этому, профессия железнодорожника не только почётна, но и очень престижна. Совсем недавно В. В. Путин говорил о подъёме авторитета и престижа рабочих профессий, а сегодня министр образования Ольга Юрьевна Васильева, продолжая идею президента, делает акцент на модернизацию системы профобразования.
Поэтому я, как педагог, проводя работу по ранней профориентации дошкольников, оказываю помощь в выборе их будущей профессии. В своей работе использую порциальную программу по профориентации, созданную участниками образовательного процесса.
Большое внимание уделяю созданию в группе предметно-развивающей среды с использованием железнодорожной тематики. Вместе с родителями оформили:
Игровой центр:
-Игровые макеты «Железная дорога»
-Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности : «Билетная касса», «Я – железнодорожник», «Товарная станция», «Путешествуем по вокзалам», «Паровозики».
-Напольно-модульный конструктор «Сложи паровоз».
- Куклы в костюмах, отражающих железнодорожные профессии.
Интеллектуально-речевой центр:
-Разнообразный образно-символический и наглядно-дидактический материал (подборка наглядного материала «От паровоза до Сапсана», «Безопасность на железной дороге»).
-Информационная копилка (интересные факты, загадки и т. д.).
-Фотоальбомы («Моя железнодорожная родословная», «РЖД», «Моя спортивная семья»).
-Мини-библиотечки на железнодорожную тематику «Мы дети Российских железных дорог».
-Подборка видеоматериала.
Экологический центр:
-Книга «Экология и железнодорожный транспорт».
- Игровые посадки «Овощи-путещественники».
-Цветник «Экологический поезд».
Патриотический уголок:
-Книги по истории РЖД (локомотивное депо Отрожка, вагоноремонтный завод «Вагонреммаш»).
-Символика РЖД (фото, иллюстрации).
-Карта России.
-Карта ЮВжд.
Центр художественно-творческой деятельности:
-Шаблоны, трафареты, печатки (для изображения ж/д транспорта).
-Выставки поделок.
-Поопреционные листы «Дорисуй», «Нарисуй по образцу».
-Наборы образцов для выполнения аппликативных работ.
Центр физического развития:
-Атрибуты для проведения подвижных игр, соревнований, досуговых мероприятий на заданную тематику.
Музыкальный центр:
-Подборка песенного материала.
-Подборка костюмов для проведения праздников, развлечений, досуговых мероприятий.
Игровой набор:
-Игровое оборудование, отражающее железнодорожную тематику.
-Выносной материал для организации игр различной направленности.
Ну, вы видите, что вся работа по профориентации направлена на познавательное развитие детей.
Широко использую вариативные формы:
-чтение художественной литературы, беседы;
-экскурсии на предприятия ОАО «РЖД»;
-художественно-творческую продуктивную деятельность;
-сотворчество детей и родителей («Семейные гостиные», «В гостях у трудовой династии», «Акция посвящения в юные железнодорожники», тематические выставки).
-работу с детьми в мини – музее детского сада «Всё о железной дороге».
Немного об этом.
В воспитании детей роль музея определяется его основной функцией – помочь ребёнку увидеть то, что стоит за «вещью», картинкой, экспонатом. Посетитель музея, сегодня, является не пассивным объектом воздействия истории, он равноправный субъект обучения, диалога с ней. Так в железнодорожном музее это будет диалог с историей возникновения, развития железнодорожного транспорта, начиная со времен создания первых паровозов и современных составов («Сапсан»); знаменитое железнодорожное дерево, где прослеживается история многих семейных династий наших воспитанников; ни и, конечно же, материалы из истории нашего сада.
Имеющийся в мини-музее макет железной дороги с тоннелями, мостами, станциями, пространственной зоной даёт возможность вовлечь ребёнка в освоение окружающего мира через ведущий вид деятельности дошкольного детства – игру. Во время таких игр ребёнок имеет возможность видеть, трогать – «думать руками».
Вот одна из таких игр. Используя железнодорожный макет, ребё нок может проследить свой путь: «Мой поезд ехал, ехал и до леса доехал, в лес заехал… и дальше поехал. К мостику подъехал, через мост переехал, к тоннелю подъехал, в тоннель въехал, из тоннеля выехал, к яме подъехал, яму объехал и в место назначения приехал. Каждый ребёнок сам придумывает свой вариант маршрута. Таким образом, мы провели игру на новообразование слов от слова «ехал» с помощью приставок.
Так же, используя экспонаты мини-музея, предлагаю детям с учётом возраста различные дидактические игры. Например, «Локомотивное депо». Каждый собирает разрезанную картинку и рассказывает ней: паровоз, тепловоз, электровоз, пассажирский, грузовой, дизель.
-А попробуйте придумать слова – определения к слову «поезд», «машинист»…
-Слова-действия к этим же словам: перевозит, доставляет, тормозит, сигналит, управляет.
-Подберите предметы к признакам:
Железнодорожный : перрон, вокзал, путь, билет, д/сад, переход, переезд – мужской род;
Железнодорожная : касса, форма, станция, платформа, больница, магистраль, поликлиника – женский род;
Железнодорожное : полотно, табло, расписание, сообщение, депо, кафе, движение – средний род.
Тут же можно поиграть ситуативно-логическую игру «Опасно-безопасно» (на закрепление правил безопасного поведения на железной дороге). Детям предлагается проблемная ситуация, ребёнок должен раскрыть суть своего ответа «Опасно-безопасно». Почему?
-В электричке жарко, Коля открыл окно и высунул голову…
-Дети играют в прятки, Маша спряталась под вагон, чтобы её никто не нашёл…
-Коля ждёт поезд в зале ожидания на вокзале…
-Папа сдал багаж в камеру хранения…
Ещё одна игра: «4-лишнй»
-Паровоз, рельсы, шпалы, машина;
-Семафор, светофор, станция, купе;
-Шофёр, машинист, кассир, проводник;
-Вагон, вокзал, вагонетка, вагоновожатый.
Ведь богатейший материал музея позволяет развивать речевые навыки, познавательные способности наших детей.
Говоря о том, что развитие логического мышления у детей идёт через игру, стараюсь постоянно менять задания, побуждая ребёнка думать и искать пути решения.
Детям очень полюбились ситуативно-речевые игры:
Игра «Нюша против Кроша»,
Цель: способствовать формированию умения мыслить логически, развивать умение разгадывать загадки.
Ход игры: Играют два ребёнка. У каждого паровоз. Воспитатель загадывает загадки. Кто отгадал, прицепляет 1вагон к паровозу. Чей состав окажется длиннее?
Игра «Волшебный мяч».
Цель: учить детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, отрабатывать технику отбивания мяча от пола.
Ход игры: Игроков может быть 2 или 2 команды. У детей в руках мячи. Ведущий называет слова: груз, багаж, вагон, купе, паровоз, кран, проводник, депо, машинист, платформа. Побеждает тот, кто меньше ошибётся.
Важное умение – составление слов из набора букв.
Д/и «Заколдованные буквы».
Дети по схеме с помощью цифр выкладывают слова, читают их и делают фонетический разбор.
Л М О Т Р П Ф А А
2 8 6 4 7 1 5 3 9
(платформа, вокзал, вагон, семафор, рельсы)
Каждый составляет своё слово и придумывает с ним мини-рассказ.
Считаю важным развивать память у дошкольников не только традиционным заучиванием, но и, так называемыми, «мудрёными вопросами», как, например, «А ну-ка вспомни!»
-Какого цвета папина рабочая фуражка? Рубашка?
-Назови цвет вагона, в котором ты ехал?
-сколько полок в купе?
-Сколько дверей в электричке?
-Назови цвета семафора? Чем он отличается от светофора?
Головоломки, викторины, кроссворды, смекалки учат ребят логически мыслить, отвечать полным ответом на заданные вопросы, обогащать словарь.
Игоровой блиц-турнир.
1. Кто водит поезда? (машинист, помощник машиниста)
2. С какой стороны (по ходу движения) от машиниста находится рабочее место помощника машиниста? (слева)
3. Какая главная обязанность помощника машиниста? (следить за сигналами на дороге и обо всём докладывать машинисту)
4. Основное устройство железной дороги? (железнодорожный путь)
5. Бывает ли нелётная погода для поездов? (нет)
6. Кого называют врачом-диагностом вагонов? (осмотрщика вагонов)
7. Зачем ему нужен молоток? ( для определения трещин: звонко-нет трещин, глухо – есть)
8. Как называется главный вагон поездного состава? (локомотив)
Кроссворд «Железная дорога».
Отгадка: В чём люди едут на поезде?
1. Где находится зал ожидания? (вокзал)
2. Что разносят проводники по купе пассажирам? (чай)
3. Что предупреждает поезд об остановке? (сигнал)
4. Куда смотрят пассажиры во время поездки? (окно)
5. Что может предупредить машиниста о том, что впереди размыло путь? (знак)
В
А
Г
О
Н
Игры из разряда «Сгруппируй по смыслу» (карточки с парными картинками или игровизор «Кому что нужно для работы») отлично развивают зрительную память, помогают определять группировки предметов, повышают концентрацию внимания. А игры «Логические концовки» конкретно побуждают детей мыслить логически, например:
1. Если состав из 5 вагонов больше состава из 4 вагонов, то… состав из 4 вагонов меньше состава из 5 вагонов.
2. Если ж/д мост располагается над рекой, то … река протекает под мостом.
3. Если электричка со станции вышла раньше поезда, то… поезд вышел позже электрички.
4. Если пассажирский вагон находится между локомотивом и почтовым вагоном, то… локомотив находится перед пассажирским вагоном, а почтовый – за ним.
В свободное время, в индивидуальной работе предлагаю детям такие дидактические игры как «Собери вагон», «Дорисуй, что задумал», «Коробка с секретом», «Чаю хотите?». Эти игры усложняются в зависимости от возраста и умения детей. В них синтезируются и сохраняются элементы познавательного, игрового, учебного воздействия, они содержат в себе исследование, экспериментирование (игры-опыты, игры-моделирование, что повышает творческую активность детей: им очень нравится моделировать железную дорогу из подручных средств, бросового материала, который хранится в «Коробке с секретом» (шнурки, ватные палочки, счётные палочки и т. д.). Построим саму дорогу, вдоль дороги расставляем домики из кубиков, не забываем про светофоры, шлагбаумы, стрелки. Можно соорудить мост над рекой или тоннель.
По мнению педагога Ушинского «самая лучшая игрушка для ребёнка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным способом». Поэтому отдельно остановлюсь на играх с конструированием, потому что считаю, что конструктивная деятельность тесно связана с развитием интеллекта и креативными способностями каждого дошкольника.
Она невозможна без таких развитых процессов, как анализ синтез, классификация, обобщение напрямую связана с развитием речи.
В результате дети научились создавать собственные технические проекты. По чертежам, схемам, рисункам и собственным замыслам они возводят железнодорожные вокзалы, вагоны будущего, целостные игровые макеты железных дорог.
Особое удовольствие доставляют детям сюжетно ролевые, такие как («Ремонтная мастерская- лечим вагоны», «Едем в гости», «На вокзале») и режиссёрские игры, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей и их творческого потенциала.
Несмотря на многообразие игровой деятельности в детском саду, мир ребёнка в период информационной эпохи невозможно представить без компьютерных игровых технологий. К сожалению, ни в каждом д/саду имеется такая возможность, поэтому делаю подборку онлайн-игр на железнодорожную тематику для совместного семейного просмотра.
Подводя итог, хочу отметить, что работа по активации логического мышления детей в процессе ознакомления с железной дорогой и профессиями магистрали средствами игр нового поколения актуальна и даёт положительные результаты. Она оказалась интересной для всех участников образовательного процесса.
Все приобретённые знания, умения и навыки дети умело используют для решения практических и познавательных задач. У них развиты память, логика, мышление, нравственные и волевые качества.
Овладев логическими операциями, дети стали более внимательны, учатся мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убеждать других в своей правоте. А это значит, что будущий процесс учёбы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.