людмила кривошеева
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых через сюжетно-ролевую игру»
Зеленина Н. В. воспитатель СП «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача — заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем. Решить эту задачу мы можем при помощи сюжетно – ролевой игры.
Публикация «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.
Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.
Уже в дошкольном возрасте мы видим первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.
Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
В нашей работе имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых : значительная часть этого труда протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому мы используем пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показывая его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определяем условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.
В дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр., при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг).
Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний в сюжетно-ролевой игре :
1. Наблюдения, экскурсия, просмотр видеофильмов
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.
2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций.
В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений и экскурсий.
3. Чтение художественной литературы, слушание песен, аудиозаписей
В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
4. Организация взаимодействия с родителями: консультация для родителей, родительский уголок, привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм (сшили халаты для «Больницы», комплекты постельного белья для уголка «Семья», одежду для кукол, приобрели рули для игры «Шофёр», слепили из солёного теста хлебобулочные изделия для сюжетно-ролевой игры «Магазин»,
5. Сюжетно – ролевая игра
Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребё нка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
Выбор профессий, с которыми мы знакомим детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).
А теперь я предлагаю вашему вниманию видеозапись сюжетно-ролевой игры «Магнит».