Тарина Кокова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой и традициями народов Севера
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой,
традициями народов Севера»
Автор: Кокова Тарина Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8»
г. Норильск, 2019
Содержание
1. Актуальность…6-9
2. Научно-теоретическое обоснование программы….10-13
3. Цель, задачи ….13-14
4. Формы занятий…. 15
5. Формы деятельности…16
6. Этапы реализации программы… 17
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой и традициями народов Севера» размещена в разделах
7. Основные направления работы…18
8. Работа с воспитанниками….19-28
9. Перспективный план работы на 2017-2018 уч. г…28-29
10. Перспективный план работы на 2018-2019 уч. г….30-43
11. Оснащение предметно-развивающей среды…44-45
12. Работа со специалистами…46
13. Работа с родителями…. 47-49
14. Внешние связи….50
15. Наличие партнерских отношений….51
16. Диагностичекое обследование…. 52-61
17. Анализ результатов реализации программы….62-63
18. Заключение….64
19. Список литературы…65
Паспорт программы
Автор Кокова Тарина Владимировна
Название программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями народов Севера»
Участники Воспитанники, родители
Цель Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера посредством народной и дидактической игры.
Задачи Создать в группе предметно-развивающую среду,
способствующую ознакомлению детей с культурой
народов севера.
Организовать мини-музей «Мой край - Таймыр».
Разработать перспективный план по ознакомлению
воспитанников старшего дошкольного возраста с
обычаями, традициями, народов Севера
Разработать диагностический инструментарий по
ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.
Вовлечь родителей в проектную деятельность по
ознакомлению детей с традициями народов севера.
Направления реализации программы Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Работа с педагогами
Работа над предметно-развивающей средой.
Принципы реализации 1. Принцип энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции.
4. Культурологический принцип – приобщение детей к
истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные
темы.
6. Принцип наглядности.
Этапы реализации программы Реализация проекта рассчитана на два года: (2017-2019гг)
1 этап (апрель, 2016) Диагностико-прогностический
анализ имеющегося программно-методического
обеспечения;
анализ предметно-развивающей среды группы и
МДОАУ;
изучение передового педагогического опыта по теме;
подбор диагностического инструментария.
2 этап 2017 (сентябрь) 2018 (сентябрь) Организационный
определение содержания и форм работы с детьми с
детьми старшего дошкольного возраста;
разработка перспективного плана работы с детьми
старшего дошкольного возраста;
организация предметно-развивающей среды в группе;
накопление наглядного, дидактического материала:
разработка серий занятий, бесед, дидактических и
народных игр, проектов, развлечений;
вовлечение родителей в проектную деятельность.
3 этап 2017-2019 гг. учебный год Внедренческий
внедрение программы с детьми старшего дошкольного
возраста;
диагностическое обследование по ознакомлению с
традициями народов севера (март,2018, 2019)
4 этап 2018-2019 (апрель) Итоговый
итоговая диагностика (апрель 2019)
отчёт по результатам работы на итоговом
педагогическом совете (апрель 2019)
отчет по результатам работы на итоговом заседании
родительского клуба (апрель, 2019);
анализ, систематизация, обобщение и распространение
опыта работы по программе.
Ожидаемый
Результат
Обобщение и систематизация знаний у старших
дошкольников о традициях народов Севера.
Воспитание патриотических чувств; любви к
близким людям, к родному городу, краю
Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных
жителей, с традиционным праздниками
«День оленеводов», «Медвежий праздник»,
«Хэйро», «Большой Аргиш».
Научатся играть в подвижные игры народов Севера.
У детей возникнет интерес к родному краю, к
народному творчеству и национальным играм
народов севера, к культуре народов ханты и манси.
Воспитание интереса и любви к малой Родине.
1. Актуальность
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по
сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и
гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с
которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился,
поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах
мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении
человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование,
продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в
гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей,
разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из
поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях,
сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Народы севера, живя в экстремальных условиях северного края,
успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами,
владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка
кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для
введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера,
духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но
и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное
мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам
эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению
детей к культуре народов Севера является ознакомление детей старшего
дошкольного возраста с народами севера.
Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое
самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ
вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего
человечества.
Правительством Таймырского автономного округа – уделяется
большое внимание сохранению национального наследия народов, исконно
обитающих на территории севера : местным национальным традициям, истории;
оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений,
поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и
сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.
Реализуемая Программа «Истоки» воспитания и обучения в детском саду под редакцией
Парамоновой Л. А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в
ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной
природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи
регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке
авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с
культурой, традициями народов Севера».
Проблема
Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по
разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 40 % воспитанников не
сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов
Севера.
Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего
дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно
обитающих на территории севера.
Анализ результатов анкетирования родителей на предмет представлений о
народах Севера выявил : на вопрос : «Какие игры детей Севера вы знаете?» -
25% опрошенных ответили – «Ловля оленей». Но, к сожалению 75 %
респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных
праздников 40% назвали праздник «Большой Аргиш». И все считали нужным
изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.
Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой,
традициями народов Севера проводится через традиционные формы работы.
Противоречия
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
1) между необходимостью работы в МБДОУ, как условия формирования
интереса к культуре народов севера у детей старшего дошкольного возраста, и
отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического
и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям
дошкольников;
2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них
интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему,
заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагога в группе,
которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к
культуре, традициям народов Севера. Кроме того, необходимо было
выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы
должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом
направлении.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской
программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Севера» по расширению знаний детей о культуре и
традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их осведомление
в этой области.
Новизна
Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно
интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через
разные виды детской деятельности.
2. Научно-теоретическое обоснование программы
В процессе изучения культуры малочисленных народов Севера
сформировались целые научные направления, школы, но до сегодняшнего дня
единой концепции не сложилось. Вместе с тем, анализ состояния исследований
проблемы показал, что накоплен обширный материал, касающийся различных
проблем их жизнедеятельности. Формируется потребность в интеграции и
обобщении достижений социальных наук и особенно в усилении мировоззренческометодологического компонента исследований. В последнее время проблеме
развития и сохранения традиционной культуры коренных этносов Севера уделяется
серьезное внимание. Об этом можно судить по ряду резолюций и документов ООН,
многочисленных международных, российских и региональных конференций,
возрастающему числу научных исследований. Накоплен большой объем
статистических и эмпирических данных, характеризующих социальноэкономические, политические и культурные процессы на Севере России
Однако эти данные не позволяют представить перспективы
развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и
проводить последовательную и осмысленную политику, способствующую их
развитию. Приоритет в изучении проблем развития коренных малочисленных
народов Севера принадлежит историкам и этнографам. Среди имеющихся
исследований следует выделить работы Н. Витсена П. Спафария, Г. Новицкого,
Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, И. И. Георги, В. Ф. Зуева, М. А. Кастрена, А. Регули,
позднее Н. Абрамова, О. Финша, А. Брэма, А. Алквиста, Н. Л. Гондатти,
С. К. Патканова, Б. Мункачи, К. Папаи, А. А. Дунина-Горкавича, Т. Лехтисало,
Г. Новицкого, А. Каннисто, И. С. Полякова. Их работы посвящены описанию
особенностей быта северных народов, мифологии и языка, их материальной и
духовной культуре. В начале XX века религиозные функции родовых и
фратриальных духов, представления о душе, культе медведя изучали В. Штейниц и
В. Н. Чернецов, а так же труды исследователей мифа Л. Брюля, Э. Кассирера,
А. Косарева, А. Ф. Лосева, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, Э. Б. Тайлора,
С. А. Токарева, А. П. Элькина, а также классиков западной социологии,
культурологии, антропологии и этнологии В. Вундта, Э. Дюрктейма, Э. Кассирера
Л. Лсни-Брюля, М. Мид, Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера, М. Элиаде. Важное значение имеют
труды философов, социологов и экономистов, в которых проанализированы
социальные аспекты жизнедеятельности северных этносов в тесной связи с
материальными. Интересный фактический материал и обобщения содержат работы
C.А. Арутюнова, Л. С. Богословской, Ю. В. Бромлея, В. И. Бойко, И. И. Крупника,
З. П. Соколовой, В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной, А. П. Зенько А. М. Сагалаева,
В. В. Мархинина, А. В. Головнева, Н. Ф. Прытковой, З. И. Рандымовой, Т. А. Молданова,
Е. И. Ромбандеевой, В. Е. Енова, Н. М. Талшиной.