Алла Водяницкая
Конспект интегрированного музыкально-художественного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №3 «Алмаз»
«Ознакомление детей с природой посредством музыки, живописи, поэзии, предметов прикладного искусства»
Конспект интегрированного музыкально-художественного занятия в подготовительной группе
Водяницкая А. Г.
г. Зверево
Публикация «Конспект интегрированного музыкально-художественного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2013г.
КОНСПЕКТ
интегрированного
музыкально-художественного занятия
в подготовительной группе
Цель занятия : Развивать музыкально-эстетические чувства детей средствами музыки, живописи, поэзии, предметов прикладного искусства.
Задачи: 1. Развивать сенсорные способности (высота звуков, знать понятие «интервал», уметь изображать интервалы на нотном стане.
2. Развивать логическое мышление при прослушивании музыкального произведения, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
3. Воспитывать любовь к музыкальной русской культуре.
4. Воспитывать умение передавать в движениях, мимике, пластике настроение, эмоции, которые
вызывает музыка.
Аудиоряд: фрагменты из опер Римского –Корсакова «Снегурочка»,
«Сказка о царе Салтане», «Садко»; вальс И. Штрауса «Сказки Венского леса», «Вальс цветов»П. И. Чайковского.
Видиоряд: иллюстрации картин И. К. Айвазовского» Черное море», «9 вал»; картины М. А. Врубеля «Лебедь»; иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» : «Море», «Белка», «33 богатыря», «Лебедь».
«СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА» И. Штраус
Дети (входят в зал)
Муз. рук. Здравствуйте, дети! Послушайте музыку весеннего леса. Вы слышите? Вас встречают птицы.
Дети идут к стульям и садятся.
Муз. рук. Как прекрасна природа. Сколько радости дарит она людям. Вот послушайте, как говорит поэт:
Благодарю тебя, природа,
За шум лесов, речных просторов свежесть.
Благодарю тебя,природа,
За то, что ты вселяешь нежность.
И к полевому васильку,
И к серой скромной пташке,
И даже к малому жучку,
Такой простой букашке.
Муз. рук. Наши великие художники и поэты, композиторы учат нас знать,беречь и любить природу. И сегодня с их помощью мы побываем и у синего моря, и в зеленом лесу. Вы уже слушали музыку весеннеголеса. Какие птицы поют в лесу?
/соловей; кукушка, мухоловка, чечевица/
Муз. рук. А теперь послушайте небольшой отрывок из «Пляски птиц»Н. А. Римского-Корсакова и скажите, пение каких знакомых птиц вы услышали?
/ответ детей – кукушка, соловей/
А теперь сравним их с помощью нотного стана. Пожалуйста, Наташа и Таня /дети ставят фигурки/.
Муз. рук. Таня, объясни, почему ты поставила соловья на высокие линейки?
/потому что соловей поет на высоких звуках/
Сколько звуков в его песенке? /два/
Как они расположены? /рядом/
Спасибо, то есть интервал в песне соловья маленький.
Муз. рук. Наташа, расскажи про свою кукушку.
/у кукушки голос пониже и звуки расположены на расстоянии. Один повыше, другой пониже/.
Спасибо.
Муз. рук. Н. А. Римский-Корсаков включил пение птиц в оперу "Снегурочка". А какие его оперы вы еще знаете?
/ ответ: оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане»/
Муз. рук. А кто написал поэму "Сказка о царе Салтане"?
/А. С. Пушкин/
Послушайте, какие удивительные музыкальные стихи у Пушкина /воспитатель ставит панно/ :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Посмотрите, как выразительно изобразил художник резьбой по дереву трех сестер из этой сказки. Красиво, не правда ли? /воспитатель убирает панно/
Муз. рук. А теперь послушайте музыкальное произведение из оперы "Сказка о царе Салтане"и скажите, о чем говорит эта музыка?
Муз. рук. Как называется это музыкальное произведение?
/"Колыбельная"/
Муз. рук. Что вы слышите в этой музыке?
/голос царицы и музыку моря/
Муз. рук. Какое море в этой музыке?
/ласковое, доброе, спокойное/
Как вы по музыке догадались, что море спокойное?
/музыка тихая и спокойная, волна в музыке маленькая - в музыке волны слышно всего 4 звука и они расположены на небольших интервалах друг от друга.
Воспитатель ставит две картины И. К. Айвазовского.
Муз. рук. Кто найдет изображение спокойного моря на этих двух картинах художника И. К. Айвазовского?
Почему ты ее выбрал?
/волна маленькая, спокойная, солнце светит не ярко/
Муз. рук. То есть картина создает настроение. Какое?
/спокойное/
Муз. рук. Да, картина и музыкальное произведение вызывают спокойное, но немного грустное настроение. Почему же грустное? Кто нам расскажет о своих чувствах, которые вызвала у него музыка и картина?
/мне было жалко царицу и сыночка. Они могли утонуть/.
Как ты относишься к маме-царице?
/она добрая, хорошая, мужественная. Ей самой страшно, но она успокаивает сыночка, поет ему песенку/
Муз. рук. Помните, как об этом говорит А. С. Пушкин:
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Муз. рук. А сейчас попробуйте в движениях передать свое видение этой музыки, настроение, которое она вызывает у вас.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«КОЛЫБЕЛЬНАЯ» музыка Н. А. Римского - Корсакова
Дети садятся.
Муз. рук. Спасибо, дети! Я увидела ваше настроение.
А сейчас послушайте музыку совсем другого моря. Подумайте, почему волна в этом произведении нам кажется огромной, большой?
/воспитатель включает аудиозапись/
Муз. рук. Как называется это произведение?
/«Море» из оперы "Садко"/
Какое море представилось вам в этой музыке?
/грозное и суровое, волны- большие/
Почему нам кажется,что волны большие?
/много низких звуков/
А интервалы между высокими и низкими звуками какие?
/очень большие/
Как на картине художник показал, что волна сильная?
/ она пенится, в ней много красок/
Почему много красок?
/волна очень сильная и подняла со дна песок, водоросли, ракушки, рыб/
Муз. рук. Значит, в большой волне много звуков в музыке и много красок в картине. В маленькой волне сколько красок?
/три/
А звуков?
/четыре/
Муз. рук. А теперь, кто из вас расскажет мне о своих личных впечатлениях о музыке грозного моря. Что чувствовал, когда слушал музыку?
/Было страшно за Садко. Он плыл на гуслях и мог утонуть/
Как ты относишься к Садко? Ты только его жалеешь?
/Он очень храбрый, хотел помочь людям/
Муз. рук. Вот сколько прекрасных чувств вызывает у вас музыка и эти картины. А сейчас я предлагаю вам передать в движениях, мимике, пластике те чувства, которые вы испытали, рассматривая картину и слушая музыку грозного моря.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Музыка Н. А. Римского-Корсакова «Море» из оперы «Садко».
Дети садятся.
Муз. рук. Спасибо, дети. Вы так выразительно двигались, так переживали за Садко, что я почувствовала вашу тревогу. Но мы знаем, что все кончилось хорошо. Что сделала морская царевна?
/Пригнала золотую рыбку и Садко смог снарядить корабль/
Муз. рук. А теперь скорей на цветущий луг. Мальчики, проводите девочек на цветущий луг. Как прекрасны цветы! Ведь недаром в песне говорится:
Цветы, цветы! В них - Родины душа
И красота неповторимая.
ТАНЕЦ «ЦВЕТОВ» музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского исполняют девочки. Мальчики подыгрывают на музыкальных инструментах.
Муз. рук. Спасибо, дети. Садитесь.
Муз. рук. А теперь посмотрите на эти три картинки. О чем они напоминают вам?
/Это три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» : «Белка», «33 богатыря», «Царевна-лебедь»./
Муз. рук. А теперь послушайте музыкальное произведение «Белка» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Находите вы что-то общее в музыке и картине на экране?
/Картина создает веселое, радостное настроение, много ярких красок.
Музыка тоже веселая, легкая. Белка поет русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»/.
Муз. рук. Кто хочет сочинить танец белки? Кто хочет сочинить музыку вместе с композитором?
/1 ребенок импровизирует танец белки, 2 ребенок играет на металлофоне/
Муз. рук. Спасибо. А теперь посмотрите на эту картину. Какое настроение создает море и 33 богатыря?
/Настроение уверенное, защищенное. И море спокойное. /
Муз. рук. Послушайте музыкальный отрывок Н. А. Римского-Корсакова на эту тему. Что вы можете сказать о музыке?
/Она спокойная, гордая, уверенная, величавая/
Муз. рук. Да. А о чем говорит вам эта музыка? Какие чувства она вызывает?
/Дети слушают отрывок «Царевна-лебедь» из оперы «Садко» и рассматривают картину М. А. Врубеля «Лебедь». Ответ – музыка и картина таинственные, вызывают ощущение чуда. Мелодия то взлетает вверх, то резко опускается вниз, как будто это большие волны или взмахи крыльев лебедя как на картине М. А,Врубеля.
Муз. рук. А что общего есть в этих картинах, прослушанной музыке, замечательных стихах А. С. Пушкина, в ваших танцах и импровизации?
/Это все о природе/
Да. Это воплощение самой природы, доброй, прекрасной и могучей, а иногда такой беззащитной перед человеком. Почему?
/ответы детей/
Что мы с вами можем сделать, как защитить природу?
/Ее надо любить/
Муз. рук. Да. Природа прекрасна, и мы все должны ее беречь и любить. А помогли нам полюбить ее русский композитор Н. А. Римский-Корсаков, великий русский поэт А. С. Пушкин, замечательные художники И,А. Айвазовский и М. А. Врубель и прекрасные иллюстрации, которые мы видели на экране.
Муз. рук. А сейчас я предлагаю вам воплотить в движениях свои впечатления от всего того, что мы услышали и посмотрели.
Девочки!Вы – прекрасные лебеди. А мальчики будут сочинять музыку вместе с композитором, выберут себе инструменты, и мы услышим, как зажигаются звезды, шумит море, шуршат крылья лебедя.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
«ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ» музыка Н. А. Римского-Корсакова.
Муз. рук. Сегодня мы научились любить природу средствами поэтических произведений, музыки, живописи.
Любите природу! Берегите ее!
МУЗЫКА. Дети уходят из зала.