Мария Тумашева
«Озер на свете много, но лучше всех Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с природной достопримечательностью – озером Байкал. Формировать представления о байкальской воде – прохладной, чистой, вкусной, пресной, неповторимой, без запаха – пригодной для питья человеку.
Познавательные умения: уметь называть и показывать озеро Байкал на карте, глобусе, называть качества воды.
Расширять словарный запас.
Воспитывать желание беречь и охранять мир озера.
Словарь
жемчужина – 1. одно зерно жемчуга
Публикация «„Озер на свете много, но лучше всех Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
2. сокровище, лучшее украшение
жемчуг – твердое из перламутра образование в раковинах некоторых моллюсков в виде зерен. Твердый внутренний слой раковин моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской.
жемчуг (Даль) – самородные шарики, образующиеся в раковинах.
впадина – 1. ямка, углубление
2. понижение земной поверхности суши на дне океанов, морей
уникальный – единственный в своем роде, неповторимый
пресный – в чем нет никакого резкого вкуса, может быть чуть сладковатый; вода пресная = вода питейная, не соленая (по словарю Даля)
напиток – (словарь Ожегова) – продукт, приготовленный для питья
водоем – место скопления или хранения воды (озеро, бассейн, водохранилище, пруд)
рачки – бокоплавы и эпишуры (живые организмы озера
Байкал)
Губки- кишечно- полостные организмы озера.
- Откуда вы, дети?
- Мы из Иркутска
- А город ваш древний?
- Древнее бывают.
- Чем область гордится?
- Здесь уголь и лес добывают
- Что ж вы умеете?
- Многое можем.
- Что ж, очень приятно.
- Дети, я часто слышала такие слова: «Байкал – жемчужина Сибири». Как вы думаете, что обозначают эти слова? Жемчужина – это что?
/свободные ответы/
(бриллиант, красота, украшение)
- А Байкал – это что?
/свободные ответы/
- Если Байкал – это вода, то почему говорят: «Байкал – жемчужина Сибири»?
/свободные ответы/
- Жемчужина – это что-то редкое или насыпано как песок? Жемчужина – это что-то ценное или просто стекляшка ничего не значащая?
- Да, жемчужина – это редкая, драгоценная бусинка – шарик, которая сама вырастает в морской раковине и ценится за свою уникальность и красоту.
Значит, озеро Байкал мы ценим за что?
/за красоту природы. Чистую воду, за живых обитателелей, которые есть только в Байкале/
- Сибирь – это наш регион, в котором мы проживаем. «Сибирь – наш дом, и мы оттуда родом, и имя нам дано - сибиряки».
Вы говорите, что вода в Байкале ценная? А чем же она замечательна
/свободные ответы/
- Пока сегодня добиралась до нашего садика, захотела пить. Зашла в киоск и набрала… и вот что я набрала
/ выставить разные напитки: «Тархун», «Кока-кола», «Буратино» «Фанта», «Спрайт», «Лимонад Африка», «Ессентуки» и др. /
- Какой же напиток утолит жажду?
Вы какую воду любите?
/Дети рассматривают, называют свой любимый напиток, пробуют на запах, на вкус…/
- Как вы считаете, это чистая вода или напиток?. Здесь есть добавки: сахар, красители, витамины, соли… На вкус какая? (сладкая, кисловатая, соленая, газированная… - это не вода, а напитки, вы согласны со мной?
-А еще есть у меня вода Байкала. Давайте и ее попробуем. Какая она цветом – прозрачная, чистая;
на вкус – прохладная, без запаха, несладкая, несоленая, вкусная, пресная.
- Понравилась байкальская вода?
Правильно. Байкал уникальный, неповторимый водоем.
Почему же только в нашем Байкале пресная вода самая чистая и прозрачная, ведь рек и озёр не мало во всём мире? (ответы детей). Я вам открою тайну: в озере живут такие живые организмы – рачки бокоплавы и эпишур
(повторите (показ иллюстрации) и байкальские губки (показ). Эти организмы питаются мелкими частицами и тем самым очищают воду. А рачками питается большинство рыб озера.
Наш Байкал вмещает пятую часть всех мировых запасов пресной воды. Умные люди говорят: «Если бы все реки Земли стали впадать в Байкал, то заполняли бы его в течение целого года. Представляете, как много воды в нашем озере. Посмотрите, сколько на карте синих ниточек – это все реки, глубокие и мелкие, широкие и узкие… В Байкал впадает 544 реки. Из них самая большая Селенга (давайте повторим ее название, а вытекает какая?
/одна Ангара/
- А какие еще реки нашего региона вы знаете?
/свободные ответы/
- Дидактическое упражнение разгадай кроссворд: с вами кроссворд:
1.
е
н 3.
и р к у т
с а
е я
й
1.
2.
1. Река которая, дала название нашему городу
2. Название реки, к которой (по старинной легенде) «убежала» Ангара от отца – Байкала.
3. Река, на которой была построена одна из мельниц нашего района, куда летом вы любите ходить загорать и купаться с родителями.
- Спасибо, молодцы.
Дети, предлагаю вам угадать, какой из этих силуэтов есть изображение озера Байкал? (Дидактическая игра «Угадай озеро»)
/показ детям силуэтов озер : Аральское (очень маленькое, в сравнении с Байкалом, Черное (очень широкое и нет большого острова, Байкал (это то, что нужно)/
- Теперь нужно подойти к карте России и найдите озеро Байкал… и на глобусе…
/дети рассматривают и показывают/
- Да, это Байкал, часть нашего дома на планете Земля. У каждого из нас на Земле свой дом и для каждого из нас свой дом – самый лучший.
/проходим к столам/
- Предлагаю найти вам свои альбомы с фотографиями и рисунками отдыха на Байкале «Мои первые впечатления о Байкале». Узнали? Полистайте их вместе с друзьями
/звучит спокойная музыка песен о Байкале/
- Закройте альбомы и послушайте. В мини-интервью, которое вы давали мне год назад, говорится вот что:
/я начинаю читать, кто узнал… продолжает (2-3)/Детям предлагается узнать свои высказывания/
Сегодня мы с вами о многом поговорили. В следующий раз проведем турнир по Байкалознанию.