Пильщикова Юлия
Открытое занятие по патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Историческое наследие России. Ковры и ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с русским бытом и народным ремеслом «Плетение», историческим наследием и культурой России;
Задачи интегрируемых образовательных областей:
• Образовательные
Продолжать знакомить детей с ткачеством как видом декоративно-прикладного искусства.
Развивающие
Вызвать интерес к освоению способа плетения для изготовления коврика из ткани и атласных лент.
Формировать навык плетения.
Развивать ловкость, аккуратность, глазомер, чувство ритма.
Воспитательные
Публикация «Открытое занятие по патриотическому воспитанию в средней группе на тему „Историческое наследие России, Ковры и ткани“» размещена в разделах
- Аппликация из ткани
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Поделки из ткани и ниток
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Воспитывать интерес к народному творчеству, гордость за мастерство русского народа.
Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус.
Материалы и оборудование: презентация, музыка, различные коврики и картинки с коврами
Для работы детям: формы для плетения (квадраты плотной ткани с надрезами, ленты (разных цветов, ножницы, клей, клеенчатые и тканевые салфетки, плетеный ковер
Ход НОД:
Организационный момент
Звучит русская-народная мелодия («Калинка») дети под нее заходят в центр группы
-Ребята, музыку какого народа вы сейчас услышали?
-Русского народа
-А как в древности называли русский народ?
-Славяне.
- Чем они занимались, какими ремеслами? (земледелием, мастерством, ткачеством, животноводством….)
-А в какой стране живет русский народ?
-Правильно ребята, в России!
Про нее и будет сказ –вы послушайте сейчас.
(дети проходят и садятся на стульчики)
Основная часть
Слайд1
-Дети, посмотрите внимательно, на картинку
Что здесь изображено?
Ответы детей. (Разные предметы быта, перечисляют их.)
-Правильно, а как вы думаете, где эти предметы могли находиться?
Дети размышляют, дают свои ответы.
Слайд2
-Эти предметы находились в русской избе. Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. Слайд2 В женском углу и расположились полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины пряли, шили и занимались различными видами рукоделия. Как называли женщин которые пряли на прялках? (Пряхи) Слайд3
Помните, как мы с вами беседовали о том как раньше ткали ковры – а кто помнит как называется машина для того чтобы соткать ковер Слайд4 (ткацкий станок). А как называли мастериц которые ткали ковры (Ткачихи).
В избе на полу обязательно лежали ковры. Слайд5Вот про них мы сегодня и поговорим, и даже сделаем каждый свой.
(Дети встают и подходят к столу где разложены ковры)
-В крестьянском быту ткани практически не использовались. Лишь несколько столетий назад в русской избе появились деревянные полы, и совсем немного мебели. Вот скажите у вас есть дома постельное бельё на котором вы спите? А вот у древних славян белья небыло,они использовали солому и выделанные шкуры животных и спали на них. Но для украшения избы по праздникам использовались ткани, ковры.
Ковры широко применялись не только для покрытия столов, лавок, сундуков и другой мебели, но и для украшения оконных и дверных проемов. (окон и дверей.)
-А у вас дома есть ковры? А какие?
Дети отвечают, рассказывают и показывают узоры ковров у них в доме.
Какой формы бывают ковры?
-Ковры бывают круглые, квадратные, овальные и даже длинные прямоугольные. Вот посмотрите какой замечательный узор на этом коврике. (Показывается фотография коврика.)
-Вот узор по кругу вьется, хороводом он зовется.
Чтоб ребятам не скучать, приглашаю отдыхать!
Игра-хоровод «Золотые ворота» (под русскую народную музыку)
Вот и кончилась игра, за работу, мастера!
Дети садятся за столы, педагог демонстрирует образец коврика из ткани. Ребята помните мы с вами тренировались ткать коврики на своих станочках. Кто может рассказать с чего начинают работу на станке. (для начала натягивают нити сверху вниз зацепляя за каждое отверстие. Потом берем иголку вдеваем в нее нитку и начинаем продевать. Сначала иголочка проходит под ниточку потом над ниточкой и так до конца а когда ряд закончится то начинаем продевать наоборот над ниточкой под ниточкой и так до конца.)
Все правильно. Но если вместо ниточек взять что-то более крупное, например, ленточки, то из них можно смастерить хорошие плетеные коврики, поэтому сегодня у нас необычное занятие. Мы будем мастерить веселые пестрые коврики для своих мам. "
Педагог знакомит детей с технологией плетения.
1. Берем основу для нашего коврика - прочную квадратную ткань с прорезями.
2. Берем одну ленточку и начинаем плести, продевая поочередно через полоски основы: под одной пропускаем, на другую сверху, и так продолжаем - под/над, под/над.
3. Берем ленточку другого цвета и продеваем рядом, но только наоборот - над/под, над/под.
4. Так проделываем несколько ленточек, чередуя их по цвету, чтобы получился узор, или подбираем цветосочетание по-своему желанию.
5. Закрепляем концы ленточек клеем.
-Чтоб красиво все создать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика (под музыку)
Ручка правая у нас пальчики сжимает,
этой ручке точно в такт голова кивает.
Ручка левая у нас пальчики сжимает,
этой ручке точно в такт голова кивает.
Ручка правая у нас левую сжимает,
ручка левая у нас правой отвечает.
Две руки теперь у нас пальчики сжимают,
Эти ручки мастерам очень помогают!
Мы возьмемся все за дело,
и работа закипела!
Дети принимаются за дело.
Продуктивная деятельность (самостоятельная работа детей, педагог оказывает индивидуальную помощь)
В процессе самостоятельной работы играет тихая народная музыка.
Заключение, подведение итога:
У нас получились нарядные коврики - пестрые, веселые и уютные. Вы их подарите своим мамам.
Молодцы, красивые сделали ковры! Вам понравилось занятие? Продолжайте творить дальше!