Айгуль Серкалиевна Быкова
Особенности воображения у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение детей с речевыми нарушениями
«Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи. знаменует собой и задержку развития воображения» (Л. С. Выготский).
Воображение детей с речевыми нарушениями формируется по тем же общим законам психического развития, что и у детей с нормой. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.
Публикация «Особенности воображения у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
В. П. Глухов (1985) исследовал воображение у детей с ОНР при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети чаще прибегали к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяли собственные рисунки или отклонялись от задания. Для них были свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у детей с нормой по речи, из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживали низкий уровень пространственного оперирования образами.
Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР был в 2 раза ниже, в группе детей с речевой нормой. У детей с ОНР было 54 оригинальных ответа, а в группе нормально развивающихся детей - 78, причем эти ответы были разнообразны и часто неожиданные, в них отображался более богатый ряд представлений, обозначенных словом.
По данным О. М. Дьяченко (2001, познавательное воображение формируется к 6 годам благодаря отделению образа от предмета и обо-значению его с помощью слова. У детей со стертой формой дизартрии познавательное воображение соответствует возрасту 5 лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2,5 слова из десяти, что показывает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас. Индивидуальная оригинальность выполнения детей с нормой по речи составила 6,4 слова (Т. С. Овчинникова, 1999).
Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ОНР : снижение мотивации в деятельности и познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточную точность предметных образов - представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
С. П. Кондрашов и С. В. Дьякова (2002) отмечают, что у детей с ринолалией в период раннего детства наряду с существенным снижением пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка.